Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

СВЯЗЬ КУРБАНА И ЭКОСИСТЕМЫ

Аңсаған Абдрахман muftyat.kz 19.07.2021 20648 0 Комментарии
СВЯЗЬ КУРБАНА И ЭКОСИСТЕМЫ
Часть 1. Введение

Зачастую мы сталкиваемся с событиями или обстоятельствами, смысл которых нам не до конца, либо вообще непонятен. Но это не значит, что смысла и мудрости в них нет.

Имя «Аль Хаким» («Мудрый») обозначает, что мудрость Аллаха всеобъемлющее. Все Его предписания и запреты, указания и решения имеют глубокий смысл и великую мудрость. Он – Единый творец, и только Ему известно, что является наилучшим для Своих творений.
В Священном Коране сказано:

«Он Аллах, аль-Халик, аль-Бари, аль-Мусаввир. У Него самые прекрасные имена (с самым величественным смыслом). Заявляет о Его совершенстве все, что на небесах и на земле. Он Всемогущий, Мудрый» (59:24).

Всё в этом мире создано по Его замыслу и с глубокой мудростью. Ведь абсурдно будет полагать, что Создатель миров творит «просто так» без идеи и смысла. Разум человека, бесспорно, силен, но не всесилен. И мы не в состоянии постичь всю мудрость Всевышнего Аллаха. Но в то же время, это не означает, что человеку теперь нужно совсем прекратить поиски знания. Он обязан вникать в то, что говорит ему его Создатель. Тем более мы те, кого Аллах выделил среди своих творений. Он дал нам волю и разум.  

Всевышний Аллах творит по тем причинам, которые могут быть для нас неочевидными или скрытыми. Но дает нам возможность углубиться в мудрость Своих указаний путем поиска знаний. Он как бы «намекает», дает то, за что можно «зацепиться», а затем посредством разума прийти к истине.  Аллах говорит: «Таким образом Мы объясняем знамения для разумных людей» (30:28). И придя к истине, мы укрепимся в своей вере. И это является единственной целью поиска мудрости в решениях Творца – укрепить свой иман. Так как ищи ты мудрость в Его указаниях или не ищи, истина от этого не изменится, и Его указания должны быть исполнены в любом случае.

Итак, подытожим. Нам следует учесть эти основные правила:

  1. Всевышний Аллах бесконечно мудр, всезнающ и Его решения продлятся вплоть до Судного дня. Соответственно у нас не должно быть сомнений в Его решениях. Мудро ли это или нет, соответствует ли Его указания сегодняшнему времени или нет и т.п.;
  2. Всевышний Аллах дает нам возможность познавать Его посредством познания того, что в нас самих и того, что нас окружает. Так как Он говорит: «Мы покажем им Наши знамения вокруг них и в них самих, пока не станет им ясно, что это (Коран)— истина (от Аллаха)» (41:53);
  3. Если мудрость того или иного указания Господа миров нам не ясна, то это не значит, во-первых, что ее там нет, во-вторых, что теперь такое указание надо пересмотреть, в виду «нецелесообразности» и «несоответствия» нынешнему положению дел.

 

  Перейдем непосредственно к мудростям в решениях Аллаха. На что они направлены, какая основная их идея?

Итак, основными идеями всех предписаний и запретов Всевышнего Аллаха является:

  1. Повиновение Аллаху. Человек, неукоснительно соблюдающий все предписания и запреты, дает понять, что он уверовал в Аллаха. То есть подчинился истине, и он следует главной цели существования на этой земле. Ведь Аллах говорит: «Я сотворил джиннов и людей лишь затем, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
  2. Сохранение тела и души человека. Всё в этом мире создано, чтобы служить человеку. Это и животный мир, и растительный мир и все, что связано с космосом, в общем всё. Всё это «работает» во благо человечества. Так пожелал наш Создатель, который сказал: «Ешьте и пейте из того, чем наделил вас Аллах, и не творите на земле зла и вреда!» (2:60). Вот! «Не творите вреда». Кому? Всем. Себе и окружающим. Как? Следуйте предписаниям и не нарушайте запреты. Ведь только Создателю ведомо, что из деяний его творений принесет ему благо, а что ему навредит. Аллах говорит в Коране: «Быть может, вам неприятно что-то, а это благо для вас. И вы можете любить что-то, а оно зло для вас. Аллах знает (в чем для вас благо, а в чем – зло), а вы не знаете» (2:216). Разве родитель поощряет чрезмерное поедание сладостей своим ребенком? А ведь ребенку кажется, что в запрете его родителя нет мудрости. «Как можно запрещать то, что приносит удовольствие и радость?!», - возмущаются они. Но «вы знаете, а они не знают». Так как вы превосходите ребенка по многим критериям. Что тогда говорить о Том, Кто является Создателем всего и вся?!

С первым пунктом все ясно, давайте постараемся углубиться во второй. Поговорим о том, каким же образом мир «служит» человечеству. И как мы можем нанести вред себе и окружающим, не следуя предписаниям и запретам Всевышнего Творца.

Все предписания и запреты направлены либо относительно Творца, либо индивидуальной личности, либо относительно прав социума. Соответственно, у человека есть три типа ответственности: перед Создателем, перед самим собой и перед окружающими. Любое предписание или запрет приносит пользу либо ущерб для физического, эмоционального и духовного здоровья человека соответственно. Это польза или ущерб направлены одному из трех вышеупомянутых.

Например, запрет распития алкогольных напитков нарушает права сразу трех типов ответственности, и права Аллаха и своего тела и права окружающих. Думаю, нет нужды приводить доводы вреда этого скверного напитка. Аллах говорит: «О, верующие! Поистине, вино, азартные игры, идолы и гадальные стрелы это мерзость из дел шайтана. Избегайте этого, чтобы преуспеть» (5:90). Но бывают такие предписания и запреты, которые удовлетворяют потребности одного из трех, либо двух из трех типов ответственности. Но сегодня мы поговорим об ответственности перед обществом, перед окружающим нас миром.

 

Часть 2.

Ниже, я хочу привести вам небольшое свое размышление касательно одной из мудростей жертвоприношения, «курбана». Это все лишь предположения, я не могу это утверждать, ведь основополагающим аспектом знания является осознание ограниченности собственного знания. А знание истины принадлежит одному лишь Всевышнему Аллаху.

Итак, мы сказали, что основными мудростями предписаний является, первое – неукоснительное повиновение Аллаху, и второе – сохранение тела и души человека. А сохранность может быть либо в отношении самого себя, либо в отношении общества, то есть окружающего его мира.

Аллах говорит в Коране: «… молись своему Господу и совершай жертвоприношение» (108:2). Обратите внимание здесь молитва, как один из столпов Ислама, ставится в один ряд с курбаном, тем самым Аллах возвеличивает роль жертвоприношения до уровня непременного ритуала для правоверных. То есть, следуя предписанию жертвоприношения мы, тем самым, выполняем самое главное жизненное предназначение – служение Господу. «Я сотворил джиннов и людей лишь затем, чтобы они поклонялись Мне» (51:56). Это касается прав Аллаха. Имеются множества других мудростей Курбана, с которыми вы сможете подробно ознакомиться на религиозных сайтах. Это и попытка приближения к Аллаху, так как слово «курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного, чтобы сердцем приблизиться к Всевышнему Аллаху, это и выражение человечности и щедрости, так как мясо жертвенного животного распределяется бедным, малообеспеченным людям и многое другое.

Хорошо, с первым разобрались, тогда каким образом жертвоприношение может принести пользу ил нанести ущерб человеку или обществу в целом?

Пользу религиозных запретов и предписаний для физического, эмоционального и духовного здоровья человека наука стала открывать только в последнее столетие.

По мнению ученных, занимавшихся проблемами взаимодействия человека и природы на протяжении многих лет, существует три основных закона геосферы, с которыми человек просто не может не считаться:

  1. Закон взаимообусловленности развития отдельных элементов геосферы;
  2. Закон возрастающего воздействия человека на природную среду;
  3. Закон возрастающей зависимости человека от природной среды.

Чем больше мы воздействуем на природу, тем активнее она нам отвечает. Как говорится «какой привет, такой и ответ».

Мы, как и все другие живые существа на планете неотделимы от биосферы. Рамки окружающей природной среды, в которых мы можем существовать, достаточно узкие. Нам нужна определенная температура воздуха, солнечный свет, состав атмосферы, почвы и воды — именно та экологическая среда, в которой проходила эволюция на протяжении всей нашей истории.

Все эти блага нам предоставлены Всевышним Аллахом, который предупредил нас «Не творите на земле зла и вреда!» (2:60). Но как только вы перейдете границы дозволенного, вас ожидает ответная реакция, катастрофы, природные катаклизмы и т.п.

Ислам – религия баланса. Баланс между мирской жизнью и последней, баланс в отношении атрибутов Аллаха, баланс в отношении поклонений, баланс в творениях. Что это значит?

Всевышний Аллах сотворил этот мир уникальным. Каждый его элемент играет большую роль в жизнедеятельности человечества и всего мира в целом. 

Биоразнообразие является основой, которая поддерживает жизнь на суше и под водой. Он влияет на все аспекты здоровья человека, обеспечивая чистый воздух и воду, продукты питания, научные знания и источники для медицины, устойчивость к естественным болезням и смягчение последствий изменения климата. Изменение или удаление одного элемента этой сети влияет на всю жизненную систему и может привести к негативным последствиям. Есть множество примеров, но мы приведем здесь один и на основе него попробуем понять суть «курбана».

Существует около 20 тысяч видов пчел, и они опыляют до 80 процентов всех цветущих растений. Собирая пыльцу и нектар для своих ульев, они перелетают с цветка на цветок и переносят пыльцу от мужского к женскому растению, хоть и делают это не специально – пчелы просто пачкаются пыльцой и несут ее дальше. В результате этого перекрестного опыления появляются многие фрукты, овощи и ягоды.

Опылять умеют не только пчелы, но и некоторые бабочки, жуки, моль и даже птицы и летучие мыши. Но именно пчелы напрямую или косвенно влияют на одну треть диеты жителей развитых стран.

Пчелы опыляют лучше других, потому что у них налажена социальная жизнь и они посещают большое количество различных растений. В пчелиной семье – или колонии – от 20 до 80 тысяч пчел, которые облетают цветы в радиусе двух километров. А если по соседству ничего нет, то пчелы могут собирать пыльцу на расстоянии до семи километров. Обычное семейство медоносных пчел за год может совершить до 4 миллионов полетов и во время каждого из них облететь до 100 цветов.

Такие растения, как дыни и миндаль, вообще не могут давать урожай без опыления пчелами. Десятки других растений могут, но их урожай будет мизерным. Постоянно растущее население Земли рассчитывает на эту еду, а значит, и на пчел.

Опыление также сказывается на качестве продуктов. Хорошо опыленные фрукты, овощи и ягоды выглядят привлекательно, они больше по размеру и лучше на вкус.

Помимо опыления, пчелы, конечно же, производят мед, пчелиный воск, прополис – смолу для замазывания щелей в ульях – и маточное молочко. Эти продукты используются в медицине, строительстве или при изготовлении косметики.

Еще пчелы играют важнейшую роль в поддержке биоразнообразия планеты – количества различных растений и животных, проживающих на общей территории.

Около 90 процентов диких цветущих растений зависит от животных-опылителей. Без пчел эти растения исчезнут, а значит, исчезнет еда и убежище многих насекомых и животных, разрушая всю пищевую цепочку. Всевышний Аллах говорит об этом в Коране:

«Твой Господь внушил пчеле: «Строй дом в горах, на деревьях (в дуплах) и в домиках (ульях, которые строят люди). А затем питайся от всех плодов и следуй путями твоего Господа (для поиска пропитания на далеком расстоянии и чтобы найти дорогу к дому), которые доступны тебе». Из их нутра исходит питье разных цветов (зависящих от времени года, видов цветков и возраста пчелы), которое дает людям исцеление. Поистине, в этом знамение (раскрывающее безграничное могущество Всевышнего Аллаха) для людей размышляющих» (16: 68,69). И это только то,  что известно нам на сегодняшний день, а чего мы еще не знаем?!

Биоразнообразие представляет собой сложную, взаимозависимую систему, в которой каждый участник играет важную роль, создавая и внося свой вклад, который может быть невидим глазу. Обильная пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, и погода, которая делает нашу планету пригодной для жизни. Все это благодаря окружающей среде, которую создал Всевышний Творец.

Биоразнообразие это сохранение баланса всех существ нашей планеты. То есть должен быть определенный количественный баланс, ни больше, ни меньше. В обоих случаях баланс нарушается, а за ним и губительные последствия. Происходит испарение, затем после определенных реакций возникает дождь, который поливает наши растения, в результате их съедает буйвол, который в свою очередь является пищей для льва. Что произошло? Количество буйволов регулируется львами, тем самым сохраняется баланс. Необходимое количество не превышается.

И вот он, кульминационный момент! А что же с домашними животными? Кем же регулируется их баланс? Коров и баранов ведь не так часто едят хищники. Не правда ли? Да, в этой роли выступают, их хозяева, то есть люди. Ведь возможно такое, что ежегодно количество баранов превышает уровень максимального баланса? И как это устранить? Думаю, все уже догадались.

А что произойдет, если мы откажемся от совершения «курбана»? Какие последствия нас ждут? Разрушение биоразнообразия. А это в свою очередь, разрушает систему, поддерживающую жизнь человека. Но Всевышний Аллах сохраняет для нас нашу обитель. И что происходит, если мы способны отрегулировать баланс? Он берется за восстановление разрушенного биоразнообразия и посылает джут (массовый падеж скота), хищников, которые нападают на домашних животных, воров, которые режут их на мясо, а затем продают. В общем, Ему приходится делать нашу работу из-за халатного отношения человека к своим обязанностям.

Остановить утрату биоразнообразия – вот единственный способ восстановления и поддержания состояния планеты. Это станет возможным лишь тогда, когда мы осознаем, что являемся частью взаимосвязанной природы, и поймем, что она функционирует как целая система. А следование предписаниям и запретам Всевышнего Творца единственный верный путь к стабильному и безопасному проживанию на этой земле, и источник счастья в обоих мирах.

 

Аңсаған Абдрахман,

исламовед

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт