Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

КАКОВ ХУКМ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ?

Отдел шариата и фетвы ДУМК muftyat.kz 10.07.2021 0 0 Комментарии
КАКОВ ХУКМ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ?

По ханафитскому мазхабу мукиму (тот, кто не является путником), богатому,  свободному мусульманину во время Курбан айта, совершать жертвоприношение является ваджибом (обязательным) [1].

 Аллах приказывает в Коране:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

«Поэтому молись своему Господу и совершай жертвоприношение[2].  Повелительное наклонение в этом аяте указывает на ваджиб действия. То, что было обязательно для Пророка (мир ему и благословение Аллаха), обязательно (ваджиб) и для его уммы. Потому что он (мир ему и благословение Аллаха) был послан в качестве примера своей умме[3]. 

А также Всевышний говорит:

وَأَذِّن فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ يَأْتُوكَ رِجَالًا وَعَلَىٰ كُلِّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِن كُلِّ فَجٍّ عَمِيقٍ. لِّيَشْهَدُوا مَنَافِعَ لَهُمْ وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَّعْلُومَاتٍ عَلَىٰ مَا رَزَقَهُم مِّن بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ ۖ فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْبَائِسَ الْفَقِيرَ

 «Объяви людям о хадже. Пусть они придут к тебе пешком и на худых верблюдах из самых отдаленных мест. Пусть они увидят то, что принесет им пользу, и произносят имя Аллаха в установленные дни над жертвенными животными, которые Он дал им. Ешьте их сами и кормите несчастного (сильно нуждающегося) бедняка»[4].

Когда сподвижники спросили Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в чем смысл жертвоприношения, он ответил: Курбан – это сунна нашего отца Ибрахима (мир ему). Вы получите награду за каждый волос жертвенного животного»[5].

Ученые фикха ханафитского мазхаба утверждают, что эта заповедь также применима к мусульманской умме, и считают жертвоприношение обязательным поклонением. В хадисе, переданном Абу Хурайрой, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) строго предупредил: 

مَنْ وجدَ سَعَةً فلَم يُضَحِّ فلا يَقْرَبنَّ مُصَلاَّنا

«Тот, кто обладал достатком и не совершил жертвоприношение, пусть не приближается к нашим мечетям»[6].

Согласно мнениям имама Юсуфа и имама Мухаммада, а также в маликитском и шафиитском мазхабах, жертвоприношение является сунной.  В качестве доказательства они цитируют следующий хадис:

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إذا رَأَيْتُمْ هِلالَ ذِي الحِجَّةِ وأَرادَ أحَدُكُمْ أنْ يُضَحِّيَ فَلْيُمْسِكْ عن شَعْرِهِ وأَظْفارِهِ

«Если вы увидели новолуние месяца Зуль-хиджа и кто-то из вас хочет совершить жертвоприношение, то пусть не стрижет до курбана свои волосы и ногти» [7]. Слова «кто-то из вас хочет» означает, что шариат не обязывает это действие [8].

  А также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Есть три вещи, которые для меня являются фардом, а для вас нафилем (добровольным поклонением). Это – витр, жертвоприношение и айт намаз» [9].

[1] Джаухара найира, 5/478.

 [2] Сура «Аль-Каусар», аят 2.

 [3] Бадаиг-ас-Санаи, 10/245.

 [4] Сура «Аль-Хадж», аят 28.

 [5] Передал Ибн Маджах.

 [6] Передал Ибн Хаджар аль-Аскалани.

 [7] Передал Муслим.

 [8] Фатху баб аль-Гина, 3/284.

 [9] Передал Ахмад, Хаким.

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт