Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

ВАХХАБИЗМ И САЛАФИЗМ – ДВА НАЗВАНИЯ ОДНОГО ТЕЧЕНИЯ

Ислам Каюпов muftyat.kz 30.10.2023 13788 0 Комментарии
ВАХХАБИЗМ И САЛАФИЗМ – ДВА НАЗВАНИЯ ОДНОГО ТЕЧЕНИЯ

«Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его раб и Его посланник». На протяжении веков эти слова служили основой мусульманского единства перед лицом различных религиозных обычаев. Но в 1740 году богослов по имени Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1702-1792) совершил поразительный разрыв с консенсусом, заявив, что некоторые религиозные обычаи были непростительным проявлением идолопоклонства. Его несогласие вызвало споры, которые с тех пор разделяют мусульман.

Ибн Абд аль-Ваххаб утверждал, что мусульмане забыли истинное значение фразы «нет бога, кроме Аллаха». Поэтому он чувствовал себя обязанным призвать к очищению религиозной жизни, которая, по его словам, впала в то самое идолопоклонническое «духовное невежество», с которым Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) боролся в свое время.

На практике же вероучение Ибн Абд аль-Ваххаба подразумевало отлучение собратьев-мусульман. Арабский термин, обозначающий отлучение от веры – «такфир», стал известен на во всем мире из-за его связи с экстремистским насилием, совершаемым «Исламским государством» или ДАИШ (организация, запрещенная на территории РК) в Ираке и Сирии, теологи которого широко опираются на доктрину ваххабитов. Критики Ибн Абд аль-Ваххаба обвиняли его в безрассудном и незаконном отлучении мусульман от веры.

В свое время Ибн Абд аль-Ваххаб приступил к миссии по ликвидации идолопоклоннических обычаев и т.д. Поначалу он выполнял свою миссию, обращаясь в свою веру, в соответствии с традиционным мусульманским путём призыва к истинной вере. По большей части другие религиозные учёные осудили его. Его критики придумали термин «ваххабит», чтобы маргинализировать его послание как ложное представление о заблудшем деревенском проповеднике. Конечно, он отверг ярлык ваххабитов и настаивал на том, что возрождает истинный монотеизм ислама.

Ваххабизм характеризуется отказом от критических подходов к исламской традиции. Как мистические подходы, так и исторические интерпретации вызывают презрение. Они утверждают, что Коран и хадисы, интерпретируемые в соответствии с прецедентами благочестивых предков (ас-салаф ас-салих), предлагают мусульманам наиболее высшую форму руководства.

Являясь строго возрожденческим движением, ваххабизм стремится к «исламизации обществ», что влечет за собой формулирование современного образа жизни в соответствии с условиями Аравии седьмого века путем «возврата к истокам», «истинный смысл» которых, как утверждают ваххабиты, был утерян после смерти Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Современные ваххабиты обычно называют себя «салафитами», то есть мусульманами, посвятившими себя возрождению исконных исламских верований и обычаев. Ведь слово «ваххабит» напоминает противоречивую доктрину, появившуюся в 1700-х годах, поэтому кажется, что это недавнее изобретение. Тогда как слово «салафит» напоминает первоначальную мусульманскую общину – салаф означает «предки».

Разобрать термины салафит и ваххабит сложно, но все сводится к теологии и праву. Они разделяют одно и то же определение монотеизма, которое стремится очистить богослужение и осуждают шиизм, суфизм и так далее. Однако салафиты считают, что ваххабиты заблуждаются, когда дело касается исламского права. Разногласия проистекают из принадлежности ваххабизма к ханбализму, одному из четырех исторических правовых традиций суннитского ислама.

Салафиты отвергают принадлежность к какой-либо юридической школе на том основании, что они отражают историческое развитие, произошедшее намного позже первого мусульманского поколения. Разногласия по поводу исламского права не мешают сотрудничеству ради распространения салафитско-ваххабитской теологии.

В этих движениях также распространено мировоззрение, которое разделяет различные аспекты жизни – семью, работу, досуг – и классифицирует все в соответствии с оппозицией между харамом (запрещенным) и халяльным (разрешенным). Все, чего еще не существовало или не произошло во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), является нововведением и, следовательно, харамом.

Ислам в том виде, в каком он существовал во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), особенно во время его пребывания в Медину, идеализирован, функционируя как «эпическое прошлое» и золотой стандарт для жизни в настоящем.

Сегодня идет намеренная подмена понятий, смешение смыслов. С некоторых пор появились утверждения, будто «ваххабиты» и «салафиты» – это два разных течения, и что «салафиты» лучше, чем «ваххабиты». Но это еще одно заблуждение, от которого нужно избавляться.

В ходе распространения идеологии данного течения в нашей стране резко проявились различия между исторически сформировавшимся, местным «традиционным исламом», и самим ваххабизмом. С одной стороны, это спровоцировало конфликт между ними.

Ваххабиты заявляют, что подчиняются правителю, но они например, не желают подчиняться Духовному управлению мусульман Казахстана. Своими спорами и необоснованной критикой ваххабиты вносят смуту среди мусульман. Они всячески дистанцируются от общества, мотивируя это невежеством казахов в Исламе и дурным влиянием их на умы истинно верующих. Не подчиняются законам и не участвуют в мероприятиях и праздниках, принятых у нас, препятствуют общению своих жен и детей с родственниками, хоронят мусульман, не соблюдая традиций (например, не сообщают родственникам) и т.д.

Учитывая все вышеизложенное, мы видим что идеология, так и само течение как ваххабизм является очень опасным для нашего общества. В этом случае образование в области религии и особенно ислама в традиционном контексте для нашего народа имеет решающее значение для подрыва привлекательности таких течений.

 

Ислам КАЮПОВ,

Главный имам мечети «Жәрімбет» города Байконур,

Член РИПГ

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт