Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

ОТНОШЕНИЕ ИСЛАМА К АЗАРТНЫМ ИГРАМ

Наурызбай кажы Таганулы muftyat.kz 03.10.2023 11346 0 Комментарии
ОТНОШЕНИЕ ИСЛАМА К АЗАРТНЫМ ИГРАМ

Мы должны знать, что общество всегда влияет на человека, в котором он живет. И если общество здоровое, то тогда и человек будет здоров и счастлив, и такой человек принесет пользу себе и окружающим людям. Если же общество стало разрешать делать человеку то, что  несет вред людям, то тогда такой человек может стать сам грешным и бесполезным людям. Поэтому мы всегда должны обращать внимание на правильное и нравственное развитие нашего общества и самого человека.

Ислам всегда несет людям высокую мораль и призывает к нравственному и праведному образу жизни. Мусульманин, который в действительности хочет жить по положениям нашей религии и старается это делать, тогда он будет богобоязнен и защищён от больших ошибок и нравственного разложения. В Исламе четко показано как человек должен жить в этом мире и от чего должен сторониться сам и далее оберегать своих близких и родных. Если эти правила будут воплощаться в жизнь, тогда человек пройдёт свой путь достойно, если же нет, тогда человек может оказаться среди тех, кто переходит границы дозволенного и совершить большие и малые грехи, за что может быть сурово спрошен перед Создателем.

Мы видим, что одним из слабых черт человека – это то, что он любит иногда проводить время в беззаботности и наслаждении. Ислам не запрещает человеку проводить время в отдыхе, но он должен делать это правильно и дозволенными путями. Нельзя проводить время, совершая недостойные развлечения и запрещенные поступки, которые приводят человека к греху и безнравственности. К таким поступкам можно отнести так же и азартные игры.  В них нет пользы, но есть очень много вреда как для самого человека, так и для всего общества.   

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, – быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите?!». Сура ал-Маида 90-91.

Как хорошо здесь дается урок для верующего человека о том, от чего он должен оберегаться и что может его вести в грех. Мусульмане всегда стараются сохранить те границы, которые указал сам Всевышний Аллах.   

Греховность азартных игр как раз и обусловлена, в первую очередь, тем, что деньги, выигранные одним из игроков, были заработаны им недозволенным путём, а значит за эти деньги, которые человек заработал таким способом, он будет обязательно отвечать в Судный день. Что касается тех, кто проигрывает свой заработок, то это расценивается как нецелесообразное расходование средств, именуемое расточительством, так как Всевышний дал ему эти деньги и богатства для того, чтобы он прокормил себя и свою семью, обул и одел, помогал нуждающимся, а не просто тратил их в азартных играх.

Кроме того, сам процесс таких игр есть ни что иное, как пустое времяпровождение, ведь данное занятие не приносит человеку никакой пользы. К тому же, зачастую, в азартных играх многие руководствуются принципом «цель оправдывает средства» и прибегают к блефу, обману, которые также являются греховными, поскольку человек тем самым обманывает. Также не стоит забывать, что азартные игры нередко приводят к конфликтам между людьми, так как здесь невозможна ничья, и в результате один остаётся в выигрышном положении, а другой – ни с чем. Проигравшая сторона, по понятным причинам, начинает таить злобу на своих оппонентов, что, в свою очередь, чревато негативными последствиями во взаимоотношениях людей.

Шариатское постановление исламских ученых относительно азартных игр зависит от того, являются ли они азартными или нет, также это можно увидеть из слов и мнении мусульманских ученых, которые единогласны в том, что любая азартная игра не несет благо, а наоборот несет собой только вред. Потому что в Священном Коране Всевышний Аллах повелевает: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы». Сура Бакара, аят 219.  

Если перечислить азартные игры, которые приносят вред людям, тогда можно остановится на следующих – это некоторые виды популярных в обществе игр например: нарды – одной из распространённых игр еще во времена Посланника Всевышнего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) были нарды, которые он позже запретил, сказав: «Рука человека, играющего в нарды, подобна руке, осквернённой свининой». Этот хадис привел имам Муслим. Опираясь на данный хадис, некоторые учёные запретили играть в нарды полностью, вне зависимости от того, на деньги или же на интерес. Также причина этого запрета состоит не в расточительстве времени, а в том, что этот запрет ясно озвучен еще в одном из хадисов, в котором говорится: «Тот, кто играет в нарды, проявляет непокорность Аллаху и Его посланнику». Этот хадис привел имам Абу Давуд. Если даже расточительство времени и прививание привычки к азартным играм и не являются причиной запретности нард, но они являются одной из граней мудрости этого запрета. Есть мнение Абдуллы ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) который говорил, что: «Нарды из числа азартных игр”. Абдулла ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Остерегайтесь этих двух меченых кубиков (игральных костей), которые становятся причиной ссоры (между игроками), ибо, поистине, они – из числа азартных игр». ‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Играющий игральными костями, делая ставки, подобен тому, кто кушает мясо свиньи. А кто играет ими без ставок, тот словно погрузил свои руки в кровь свиньи».

Нужно отметить, что многие ученые единодушны в том, что касается запретности игры в нарды. Игра в нарды не дозволена вне зависимости от того играют ли люди на деньги, или просто проводят время. Так как в соответствии с вышеприведенными хадисами, игра в нарды означает проявление непокорности Аллаху и Его посланнику. В связи со всем вышесказанным можно еще сказать следующее: если какое-либо занятие отвлекает человека от намаза или других видов поклонения, то оно будет считаться нежелательным. Так же в зависимости от того какое влияние оказывает это игра на душевное состояние человека, и если оно отрицательно влияет, тогда это дело может считаться тоже порицаемым. Так как одной из обязанностей человека является охрана своего душевного и физического здоровья. Однако нужно сказать наряду с этим, как человек нуждается в поклонении, так же он нуждается и в питье, в пище и в отдыхе, а также в развлечениях, которые не выходят за рамки дозволенного. Ислам охватывает все эти стороны человеческой жизни.

Согласно нашему ханафитскому мазхабу, игра в нарды является порицаемым действием (макрухом). Известный имам Центральной Азий ал-Маргинани (да смилостивится над ним Аллах), выдающейся факих (ученый), писал в своей книге «Хидая»: «Нарды, и игра четырнадцать (игра, в которую играют иудеи) и другие игры – макрух». Потому что, если эти игры играются за деньги, то они становятся азартными, если деньги не вкладываются – это бесполезное времяпровождение. Эти игры также препятствуют поминанию Всевышнего Аллаха, отвлекает от пятничного и пятикратных молитв. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто играет в нарды, будто погрузил свою руку в кровь свиньи». Этот хадис привел имам Муслим. Другой хадис гласит: «Кто играет в нарды, восстал против Аллаха и Его Посланника». Этот хадис привел Ибн Маджах.

В числе популярных в мире игр также находятся и карты. На сегодняшний день существует немало видов таких игр. Здесь немного проще, считается, что если люди играют в карты на деньги, то такая игра является запретной, а если же нет, то дозволенной, но нежелательной.  

Ещё одной азартной игрой, получившей широкое распространение, является лотерея. Участие в ней принимает большое количество людей и выигрывает тот, у кого оказался выигрышный билет. Налицо признак случайности выигрыша, денежный характер игры, а также большая вероятность впасть игроку в психологическую зависимость. Поэтому лотерея исламскими богословами, в том числе и ханафитские ученые однозначно отнесли к числу азартных игр, и запретили ее.

Разновидностью лотерей выступают спортивные ставки, когда люди пытаются угадать результаты тех или иных спортивных соревнований и в случае, если это им удастся, они получают выигрыш, зависящий от суммы и коэффициента ставки. Это занятие также является запретным, так как оно, несомненно, носит в себе все признаки азартной игры. К числу азартных игр также относится и «рулетка», в которой побеждает тот, кто угадает нужное число. Разумеется, такие игры с исламской точки зрения также запретны. Популярностью по всему миру исторически пользуются и игровые автоматы, многие из которых ввиду запрета в тех или иных странах и регионах перекочевали также в интернет. Все они, безусловно, относятся к азартным играм, а значит, запрещены для мусульман. Нам нельзя играть в азартные игры, где есть место азарту и расточительству своих денег и богатств.

Есть еще одна игра, которую любят люди – это шахматы. Один из выдающийся имамов ханафитского мазхаба Абу Юсуф в своей книге «Шарх аль-Фатх аль-Кадир, Ибн Хумам» (да смилостивится над ним Аллах) сказал, что игра в шахматы - мубах, то есть разрешена.  На это есть несколько причин. Во-первых, не было явных доказательств того, что игра в шахматы – запретна. Есть хадисы о запрете нардов, но не о шахматах.  Во-вторых, сподвижники и табиины, такие как Ибн Аббас, Абу Хурайра, Ибн Сирин, Хишам ибн Гуруа, Саид ибн Мусайаб и Саид ибн Джубайр (да будет доволен ими Аллах) считали игру в шахматы разрешенной. В-третьих, игра в шахматы развивает логику и улучшает память. Для того, чтобы игра в шахматы была дозволенной, имам Абу Юсуф выдвинул следующие условия: не входить в азарт и не играть на деньги, не тратить время впустую, не пропускать обязательные поклонения.

Все-таки нужно сказать, что шахматы вызывало немало споров среди мусульманских учёных и даже по сей день. Известно, что в шахматы люди, как правило, не играют на деньги и не впадают в психологическую зависимость от них, а значит однозначно назвать эту игру азартной сложно. И в среде мусульманских богословов сложилось три мнения. Некоторые учёные считают шахматы азартной игрой и запрещают ее. Другие же относят их к категории мубах, то есть данная игра не приносит никакого вреда и пользы. Ханафитские же ученые говорят, что шахматы – мубах, то есть разрешена.

Вместе с этим нужно отметить, что мусульманину не следует уделять играм слишком много времени, так как это приводит к пустому времяпровождению, именуемому расточительством времени, что также является нежелательным. Засиживаясь подолгу за играми, человек начинает уделять меньше времени своей семье, родным и близким. Мы должны знать, что игры не должны мешать религиозной практике верующего. Человеку следует всегда помнить о своих обязанностях перед Всевышним, в связи с чем никакое занятие не должно стать барьером для соблюдения Его предписаний. Не следует играть в игры, противоречащие ценностям ислама и способные довести человека до совершения греха. Мусульмане должны уметь правильно проводить время, совершать праведные дела, дополнительные молитвы, читать Священный Коран и Хадисы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), заниматься спортом и ходить в библиотеки, проводить свое время так, чтобы Всевышний Аллах оставался им всегда доволен.

 

Наурызбай кажы ТАГАНУЛЫ, 

Председатель Духовного Управления Мусульман Казахстана,

Верховный Муфтий

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт