Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

Бактыбай Кыдырбайулы: ДОСТОЙНСТВО УРАЗЫ

03.06.2016 3721 0 Комментарии

В священном Коране Всевышний Аллах говорит:

"إِنَّما يُوَفَّى الصَّابِرُون أَجْرَهُمْ بِغَيْرِ حِسابٍ"

“Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета”. (39:10). А наш господин Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: “Половина терпения состоит из уразы”.

В целом, польза уразы очень огромная. Одна из них приучает человека к терпеливости и выносливости. Так как целый день голодая и испытывая жажду, человек терпит благодаря своей выносливости. Если кто-то вредит ему, он отвечает: «Я - Ураза», и лишь благодаря терпению исправляет свое поведение. Да, только человек со слабыми нервами бывает нетерпеливым и несдаржанным. Даже ссоры, драки и большинство преступления происходят из-за вспыльчивости и несдержанности. Следовательно, один из видов поклонения Ураза отдаляет человека от нервного истощения, ссор, шума, преступления и приучает к нравственности. Также, самая большая польза – она служит щитом от Адского огня. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

" الصِّيَامُ جُنَّةٌ يَسْتَجِنُّ بِهَا الْعَبْدُ مِنَ النَّارِ "

«Ураза - щит. Постясь человек ставит щит от Ада». Наша терпеливость-выносливость в этом хадисе является «щитом». Об этом наш любимый Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Всевышнего) сказал так: «Ураза – половина терпения, а терпение есть половина веры». Следовательно, ураза происходит от веры.  Вера спасет от Ада. Мусульманин в зависимости от силы веры сторонится от преступления  и греха. Не истощает свои нервы, его разум возьмет верх над гневом.  Во время уразы нафс находится в спокойствии и человеку не составит труда быть терпеливым. Неимоверная польза уразы для проявления терпения внезапным  различным трудностям.

Постившийся человек, выдержавший голод, жажду и другие различные трудности, подвергшись внезапным обстоятельствам не опускает руки. Ураза играет большую роль в воспитании разносторонних людей, закаленных, противостоящих трудностям,   владеющих нафсом и не отступающих от этой жизненной позиции. 

Рамадан каждый год заново дает мусульманину возможность самовоспитания и это  месяц испытания терпения. Намеревавшиеся джамаат проявляют терпеливость  от рассвета до заката солнца. Соблюдая Уразу отказываются от приема пищи  и питья.  А также не поддаются гневу и ярость, а проявляют мягкость. Тело от харама, язык от дурных слов, глаза от завистливости.

В месяц Рамадан через уразу стараемся впитывать такие благие качества как выносливость, терпеливость, терпение, милосердие и богобоязненность. Рамадан — это месяц преумножения добродеяния, милосердия и благодеяния. Благодаря Рамадану приумножается вознаграждение и прощаются грехи.

Всевышний Аллах соответственно нашим поклонениям и богобоязненности, дарит   нам райские блага. Об этом сказано в хадисе шарифе:  

أَكْثَرُ ما يُدْخِلُ النّاسُ الْجَنّـةَ تَقْوَى اللهِ وَ حُسْنُ الْخُلْقِ

«Прекрасный нрав и богобоязненность позволяют людям войти в Рай». Искреннюю богобоязненность человек почувствует в месяц Рамадан. А такой человек достойн Рая. Как описано в хадисе, прекрасный нрав является следующим качеством достойного Рая человека. Прекрасный нрав проявляется в воздержании нафса и богобоязненности. Человек с высоким самооблоданием, приученным нафсом владеет прекрасным поведением. Такой человек является терпеливым, милосердным и щедрым. Другим не завидует, не соперничает и не причиняет зло. Постящийся человек приучая свой нафс, улучшив свое поведение, а также воздерживая язык от  дурных слов, он очищается от греха и недостатков, и превращается в достойного Рая благородного человека, для него уготована великая награда и большой удел у Аллаха.  

Ураза – это поклонение, совершаемое воздержанием от еды, питья и от совокупления супругов. А еда и половое влечение есть  нукеры нафса, они совращают и сбивают с пути человечество.  Нафс — внутренний мир человека, питает телесные нужды, нежели внутренний духовный мир. Еще одна польза уразы – помогает обуздать двух нукеров нафса.

Человек приученным нафсом, владеющий самооблоданием является праведным.  Человек благодаря уразе абсолютно обуздает свой нафс и пред Великим Создателем превращается в искреннего покорного раба. Каждый постившийся человек  сравнительно своих непостившихся беспечных дней ощущает чистоту и целомудрие.   Значит ни к чему даже невозможность протянуть руку к глотку воды означает всему есть Господь, осознает, что он слабый раб. Исходя из этого он максимально почувствовав свою слабость и нужду, направляется к Милосердному Аллаху. Поэтому приучая нафс совершенное маленькое поклонение, лучше чем совершенное без желания большое поклонение.  Один из мудрецов древности сказал: «Если разум возьмет верх над нафсом, то человек достигнет цели. А если нафс возьмет верх над разумом, то человек – пропал».

Всевышний Аллах создав ангелов, дал им лишь разум, создав мир животных, дал им лишь нафс. А создав людей, дал им и разум, и нафс в придачу. Повеление Создателя ангелы выполняют беспрекословно, так как у них нет нафса. Лишь имея нафс у животных есть одна цель – наполнить свой желудок и удовлетворить свою похоть.  А у человечество есть разум, который есть у ангелов и нафс, который есть у животных.  Отличие человека от ангелов и животных заключается в том, что он появился на этот белый свет ради испытания. Поэтому если человек пожелает, он сможет достичь степень ангелов или из-за похотливости подобно животному будет думать лишь о желудке и похоти. Следовательно, если человек последует своему разуму, то увеличится его степень, а если дает волю своему нафсу, то лишается нравственности.

 Всевышний Аллах создав разум, спросил у него: «Кто я, кто ты?». Тогда разум ответил: «Ты Господь мой Создатель, а я Твой раб».  Этот же вопрос задает нафсу. А нафс отвечает с надменностью: «Я – это Я, Ты – это Ты». Тогда разгневанный Всевышний отправляет нафса в огонь Ада на тысячи лет. Затем снова спрашивает: «Эй, нафс! Кто я, кто ты?». Нафс не покаялся: «Я – это Я, Ты – это Ты». Тогда Всевышний Аллах заставляет нафс держать уразу на несколько дней и затем спрашивает: «Эй, нафс! Кто я, кто ты?». Лишенный гордости нафс отвечает: «Ты мой Господь! А я Твой раб».

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) возвращаясь из одной битвы со своими лучшими сахабами, сказал: «Теперь возвращаемся из маленькой битвы в большую битву (джихад)». Совсем выбитые из сил сахабы удивленно спрашивают: «Да, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего)! Мы итак возвращаемся с победой из большой битвы. А какой битве ты говоришь?», тогда наш любимый Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Всевышнего) отвечает им: «Это битва каждого со своим нафсом».

Пост, который мы соблюдаем один раз в год не только обуздает нафс человечества, но и воспитывает его поведение. Содействует успешно пройти испытания бренного мира. В ней есть особенности, которые отсутствуют в других поклонениях. Всевышний Аллах говорит в хадисе худси:

كُلُّ عَمَلِ ابنِ آدَمَ لَهُ إلا الصِّيَامَ ، فَإِنَّهُ لِييدع شهوته وطعامه من أجلي

«Все деяния человека ради него самого, а пост совершается ради Меня и Я воздам за него. Потому что он ради Моего довольства воздерживается от еды, питья и половых отношений от рассвета до захода солнца. 

 Существуют два вида значения такого вознаграждения.

Первое, поклонение касательно внутреннего мира человека. В действительности, в других богослужениях кроме уразы, поклонение происходит касательно тела, вне внутреннего мира человека. Например, если он совершает намаз, выплачивает закят, совершает в хадж, то остальные это видят.  Хадж совершается большинством людей. В нашей стране совершившего хадж человека, стало привычным называть «казеке». Такой человек «я кажы» может поддаться в хвастовство и высокомерие. А у постящегося совсем не бывает такого умысла. Чтобы постится, не попадаясь в глаза никому встает на сухр. В течение дня не отличаясь от других, ради довольства Аллаха до заката солнца воздерживается от еды, питья и дурных поступков. Вот в этом и заключается мудрость Всевышнего, что: “Мой раб постится ради Меня».

Второе, противостоять шайтану. При приеме пищи похоть нафса усиливается.  Нафс сильной похотью легко подчиняется шайтану. А постящийся человек не поддается козням шайтана. Наш любимый Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Шайтан находится в кровяных сосудах человека. Сужьте голодом его путь» (имам Бухари и имам Муслим). Следовательно, ураза означает препятствовать и противостоять шайтану.

Одна из важных целей уразы – лечить душу наряду со здоровьем. Чтобы иметь здоровую душу, человеку следует быть вдали от духовной безнравственности. Постясь в течение месяца, он должен обоготить свой духовный мир, иначе в его поклонении может быть изъян.  Ему лишь остается голодать и испытывать жажду.  Об этом Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал таким образом: «Есть столько постящихся, им велено лишь голодать и испытывать жажду». (Имам Насай и Ибн Мажаһ р.а.). Также, в риуаяте от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

من لم يدع قول الزور و العمل به فليس لله حاجة في أن يدع طعامه و شرابه.

«Если кто-то не перестанет лгать, не перестанет делать ложные деяния, то Аллах не нуждается в его воздержании от еды и питья».

Хочу отметить, у каждого поклонения, также как у человека тело и душа имеются внутренняя и наружная часть, кора и зерно. Если кора наружная, зерно является  внутренней частью. Выбор за самим человеком. Неужели не хочется отведать не только кору, но и зерно, таким образом, оказаться в числе благих людей?! Шариатских книгах людей, которые думают не только о вознаграждении уразы, но и о здоровье души и тела, называют «благими людьми».

Существуют три условия наружной части уразы: воздержание от еды, питья и половых отношений. А внутренней части шесть условии.

Первое, запрещать глазам смотреть на запретные вещи и беречь сердце от дурных намерений. Дурное намерение преграждает сердце от поминания (зикр) Всевышнего Аллаха. Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Смотреть пронизывающим взглядом на чужую жену есть одна из ядовитых пуль шайтана. Кто будет бояться Аллаха и отречься от него, тогда Аллах даст его сердце блаженство веры».

Второе,  попридержать язык от дурных привычек таких как ложь, злословие, сплетни, сквернословие, клевета, хвастовство. Это – ураза языка.  Вместо этого лучше поминать Всевышнего Аллаха и заниматься чтением Корана. В хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

ليس الصيام من الأكل و الشرب, إنما الصيام من اللغو و الرفث, فإن سابّك أحد أو جهل عليك, فقل: إني صائم.

«Ураза не только не есть и не пить, но и перестать заниматься пустыми разговорами и плохими поступками. Если кто-то будет выражаться грубо, то пусть скажет: «Я - Ураза». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) прочитав 58 аят суры «Ан-Ниса» Священного Корана: «Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам»,- указал рукой на уши и глаза, затем сказал: «Уши, глаза - аманат» (риуаят Абу Дауда). Еще в одном хадисе Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Ураза аманат. Пусть каждый человек хранить свой аманат!». Следовательно, ураза оберегает глаза, уши и язык от зла. С этой точки зрения, ураза является аманатом для мусульманина. Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «скажи тому, кто хотел обидеть тебя «Я - Ураза. То есть, это будет означать «я (намеревался на уразу) обещал оберегать своя язык (от дурных слов), как я могу дать ему волю, чтобы ответить тебе?!». Имам Муджахид (да будет доволен им Аллах) дал такую фетву: «Две вещи разрушают уразу. Первое– злословие, второе – лгать».

Во времена Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) две женщины постились.  Не выдержав голод и жажду, они отправили человека к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и попросили разрешения на разговение.  Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорит им: «Пусть съеденное срыгивают в эту посуду». Одна из них срыгнула кровью и куском мяса до половины посуды.  Вторая так же срыгнула и чаша наполнилась. Наблюдавшиеся удивляются.   Тогда находящиеся там спросят причину этого у Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), он отвечает следующим образом: «Они обе постились дозволенной Аллахом пищей, но при разговении ели запретную Аллахом еду, сплетничали о людях. А злословие, равносильно поеданию человеческого мяса» (имам Ахмад). Все ученые единогласно подтвердили,  что сплетни, злословие есть большой грех. В 12 аяте суры «аль-Худжурат» говорится насколько отвратительно, насколько скверно считается запретное злословие:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ وَلا تَجَسَّسُوا وَلا يَغْتَبْ بَعْضُكُمْ بَعْضًا أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَنْ يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَحِيمٌ } 

«Разве кто-либо из вас пожелает есть мясо своего покойного брата?! Ведь это вызывает у вас только отвращение. Избегайте наказания Аллаха, выполняя то, что Он повелел вам, и сторонясь того, что Он вам запретил. Поистине, прощение Аллахом кающихся велико, а Его милосердие к обитателям миров безгранично!» Таким образом, Священный Коран злословие, сплетни о ком-то (не при жизни, а после смерти) приравнивает съеданием мясо мертвого человека. Всем известно, что нельзя есть мясо живого человека. А есть мясо мертвого – это немыслимая вещь. Поэтому на вопрос аята: "Разве кто-либо из вас пожелает есть мясо своего покойного брата?!", - никто не сможет сказать «да». Так как Всевышний Аллах говорит: "Ведь это вызывает у вас только отвращение". Следовательно, если не желаете есть мясо мертвого человека, то никогда не сплетничайте.

Третье, уши нужно беречь от всякого рода запретных вещей, то есть сплетен, лжи. Потому что нельзя слушать, то что нельзя говорить. В Священном Коране говорится:

سَمَّاعُونَ لِلْكَذِبِ أَكَّالُونَ لِلسُّحْتِ

«Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное»,- таким образом лгунов приравнивает с дармоедом. (5:42). А в 104 аяте суры  «Ан-Ниса» говорится:

فَلَا تَقْعُدُوا مَعَهُمْ حَتَّى يَخُوضُوا فِي حَدِيثٍ غَيْرِهِ إِنَّكُمْ إِذًا مِثْلُهُمْ

«Если вы страдаете, то они тоже страдают так, как страдаете вы. Но вы надеетесь получить от Аллаха то, на что они не надеются».

Четвертое, следует оберегать руки-ноги и други части организма от совершении грехов, а также избегать сомнительную еду. Руки-ноги и весь организм должны быть в далеке от харама, и быть устремленными к вознаграждениям.

Пятое, при разговении следует остерегаться от чрезмерного переедания. Ненасытность и перееданиие противоречит поставленным целям уразы. Потому что   одна из целей уразы -  в реальности почувствовать голод. Если постящися человек при разговении будет есть за целый день, то куда денется его цель сдерживать нафс и сопротивляться врагу Аллаха шайтану?

Цель уразы  – воспитывать нафс и уничтожить высокомерие. Это осуществляется недоеданием, с чувством голода и признанием себя слабым рабом. Сокращение сна  тоже является адабом уразы. В целом, следует почувствовать голод, жажду и слабость во время уразы. Тогда сердце озаряется, разум пробуждается и облегчиться  совершение  дополнительного намаза, как тахаджуд.

Шестое, после разговения сердце постившегося человека должно находится между страхом и надеждой. Потому что, ураза принята или нет? Вот, из-за этого вопроса мусульманин после каждого поклонения бывает между страхом и надеждой. Однажды  проходя мимо группы веселых людей Хасан Басри сказал: «Воистину, Всевышний Аллах сделал месяц Рамадан месяцом соперничество для своих рабов. Рабы соперничают друг с другом в поклонении Аллаху. Одни опережают и становятся победителями, а другие отстают позади и опускают руки. Опережающие – побеждают, а отстающие – поддаются отчаянию. Хотелось бы сказать, как можно понять ваш ликующий вид? Клянусь Аллахом, когда поднимется занавес кто-то получит вознаграждение, кто-то получит наказание за грехи, человек, чья ураза была принята будет счастлив, а человек, потерявший надежду на принятие уразы будет в скорби и печали».  

В заключение, в месяц Рамадан вместе с искренним поклонением, следует быть  особенно внимательными на ураза частей тела: язык, глаза, уши, рук-ног. Только тогда мы сможем достичь  хорошего нрава и наша ураза будет совершенствоваться.

 

 Бактыбай Кыдырбайулы,

руководитель отдела обучения и просвещения ДУМК

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт