Ислам, как последняя божественная монотеистическая религия, является самой совершенной из религий: как сказал Всевышний Аллах: «Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии ислам»[1]
Иными словами, ислам обеспечивает все, что необходимо людям для достижения счастья в этой жизни и спасения в загробной жизни; а также предоставляет те инструменты, необходимые им для их социальной жизни; включая их права и обязанности. При изучении ислама можно заметить важность единства и братства в обществе. Вот почему многие обязанности, такие как обязанности перед родителями, соседями, родственниками, больными и пожилыми людьми и т. д. как различными членами общества определены в исламе.
Всевышний Аллах создал людей такими, что мы все связаны друг с другом. Мы живем в обществе, где никто из нас не может жить изолированно, и каждый из нас зависит от другого. Каждый день нашей жизни мы стремимся для того, чтобы выполнить нужды и требования друг друга. Помимо нашей переплетенной социальной структуры, иногда кому-то из членов нашей семьи, друзей или коллег нужна наша помощь, или просто требуется наша эмоциональная поддержка, чтобы пройти через трудные времена. Эти трудности являются испытанием не только для тех, кто их переживает, но и для окружающих.
Рекомендации и награды, связанные с удовлетворением потребностей людей, были подчеркнуты в такой степени, что невольно удивляешься тому, что, несмотря на этот путь, доступный для достижения успеха в будущей жизни, очень немногие из нас используют его наилучшим образом.
В одном из хадисов нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) говорится об этом: «Лучшие из людей – те, которые наиболее полезны людям, а лучшие из деяний – это даровать радость людям, избавлять их от трудностей, прощать долги и кормить голодного. Ходить по делам моего брата милее для меня, чем в течение месяца совершать итикаф в этой мечети (т.е. в мечети Пророка). Кто сдержит себя во время гнева, недостатки того скроет Аллах. Кто подавит свою ярость, имея возможность проявить её, сердце того Аллах наполнит надеждой в День суда. И кто отправится вместе со своим братом по его делам, пока не приведёт их в порядок, Аллах утвердит его стопы в тот день, когда они будут оступаться. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мед»[2].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воспитывал своих сподвижников, чтобы они служили другим, и рассматривали это как одну из форм поклонения, так же как намаз, закят и т.д. Видение жизни пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) заключалось не в строительстве каменных зданий, а скорее в создании эксклюзивного и благочестивого общества, где все люди помогали бы друг другу. Ведь еще до того, как ему было дано пророчество, он служил другим.
Когда наш пророк (да благословит его Аллах и приветствует) впервые столкнулся с откровением, он бросился домой, охваченный ужасом, опасаясь за свою жизнь. Слова, которые его жена Хадиджа выбрала, чтобы утешить его, были очень красноречивы. Она сказала ему: «Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя слабому и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы!».
Обратите особое внимание на качества, которые она определила как причины, по которым Всевышний Аллах не причинил бы ему вреда. Каждая перечисленная ею черта была напрямую связана с его поведением с людьми, тем самым напоминая ему, что человек с такими качествами будет счастлив в обоих мирах. Таким образом, еще до пророчества именно таким человеком был пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Он ставил чужие нужды выше своих, оказывая всем безвозмездную помощь.
Что еще более примечательно, так это слова, которыми был описан Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), ибо они были точно такими же, как те, которыми Хадиджа описала своего мужа. Когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) покидал Мекку из-за преследований там мусульман, человек по имени Зайд ибн ад-Дагина спросил его: «Куда ты идешь?». Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) выразил желание найти другое место на земле, где он мог бы свободно поклоняться Аллаху. Зайд ибн ад-Дагина сказал ему: «О Абу Бакр, не должен подобный тебе никуда уезжать, ведь ты поддерживаешь неимущих, не порываешь связей со своими родственниками, терпеливо несешь свое бремя, отличаешься гостеприимством и оказываешь помощь попавшим в беду».
Тальха ибн Убайдуллах (да будет доволен им Аллах) поведал следующую историю: «Однажды, я вышел ночью в Медине и увидел как в тени кто-то проскочил, я отправился за ним, потому что подумал, что это вор, а это оказался Умар ибн аль-Хаттаб, он проскочил и забежал в один из домов. Я очень удивился. Утром я вернулся к этому дому, в который ночью заходил Умар. Я постучал в дверь и мне открыла слепая старуха. Я сказал ей, что видел как ночью к ней приходил человек, и спросил: «Что ему нужно было?», на что она ответила: «Он убирает за мной в доме, готовит, кормит и т.д.» и я сказал ей: «Ты знаешь его?», она ответила: «Нет, я не знаю его». И тогда я сказал себе: «Горе тебе, о Тальха, почему ты не поступаешь так, как поступает Умар ибн Аль-Хаттаб?».
Ученый исламского мира Хасан аль-Басри сказал по поводу помощи другим людям: «Удовлетворение потребностей другого мусульманина для меня более любимо, чем уединение в поклонении в мечети в течение двух месяцев». Это и есть одно из понимании ислама, которая стала редкостью в наше время. Если наилучшие из людей – это те, кто изо всех сил старается служить другим и облегчить их дела, то мы можем сказать, что те, кто поступает противоположным образом – ненавидя доброе отношение к людям и желая, чтобы их дела усложнялись, – находятся в бедственном положении, на самом деле худший из людей. Вокруг нас много людей, нуждающихся в нашей помощи и поддержке. Таким образом, осознайте, что в вашу дверь постучали с просьбой о помощи только после того, как вы были идентифицированы как верный последователь нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Благодарите Аллаха за то, что вы были избраны для нужд людей, ибо, может быть, Аллах готовит для вас положение в Раю, которого вы никогда не смогли бы достичь, если бы не этот человек, постучавшийся в вашу дверь.
Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен! Аминь!
Ислам КАЮПОВ,
Наиб имам Кызылординской областной
центральной мечети «Ақмешіт-Сырдария»,
Член РИПГ
[1] (сура «Аль-Маида», аят 3).
[2] (ат-Табарани, Ибн Асакир).
Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт