Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

Фикх и факихы

14.02.2014 8705 0 Комментарии

В области лингвистики слово «фикх» означает «точное понимание».

В области же шариата слово «фикх» означает «вынесение правильного решения на основе обоснованных доказательств». При этом под «обоснованными доказательствами» подразумевается Священный Коран и сунна нашего досточтимого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Основу исламского шариата, который вбирает в себя вопросы связанные с поклонением и муамалят (этикой взаимоотношения), составляет именно фикх. То есть решения шариата, основанные на требованиях Корана и сунны.
Особенностью мусульманской уммы является то, что с началом ниспосылания уахи (откровений) нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) были заложены основы исламского шариата. Так, уже в первых аятах суры «Аль-Муддассир», которые были началом нисосылания отровения, после суры «Аль-`Аляк», содержались аяты, касательно муамалят, что указывает на особый статус исламского фикха, а также ученых в области фикха.
В аятах и хадисах существует множество указаний на особенность фикха. Так, в хадисе, переданном имамом Ибн Маджа от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага». («Сунану Ибн Маджа», 220)
Что касается истории возниковения науки фикха, то изначально в Исламе не было разделений на виды религиозных наук. То есть в период нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) тафсир, хадис, акида, фикх не определялись как отдельные науки.
Следует отметить, что на протяжении тринадцатий лет мекканского периода пророчества в основном ниспосылались аяты, касающиеся уверования. То есть акиды. Основная же часть аятов, касающихся фикха, стала ниспосылаться после хиджры. То есть переселения нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медину.
По мере ниспосылания аятов Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснял их значение мусульманам. Следует отметить, что мусульмане в основном были арабами, по причине чего им не составляло труда в полной мере понять сказанное в аятах. К тому же следует иметь в виду, что период Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является «заманус-са`ада». То есть «эпохой счастья». Почему? Так как если возникал вопрос по какой-либо проблеме, сподвижники имели возможность обратиться непосредственно к тому, кто давал точное и ясное разъяснение. То есть к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), прямой обязанностью которого было доведение до людей требований Всевышнего Аллаха. По этой причине не было проблем в решении как малых, так и больших проблем.
Уже при жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) весь Аравийский полуостров принял Ислам. И уже после кончины нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), начиная со времен правления второго праведного халифа Омара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), Ислам начал распространяться по миру. Таким образом Ислам начали принимать люди других национальностей. И всем мусульманам, будь они арабами или же не арабами, следовало знать шариат Ислама. Так как без знания шариата и соблюдние его требований религия теряла свою значимость. Как в таком случае изучался шариат, а точнее фикх. Сподвижники (да будет доволен ими Аллах), которые учились фикху у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), стали передавать свои познания в области фикха табигинам.
Табигин – последующее, после сподвижников, поколение мусульман. Отличие табигинов от сподвижников в том, что сподвижникам довелось видеть Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), тогда как табигинам не довелось общаться с нашим Пророком (да благословит его Аллах и приветствует).
Ученые уммы среди ученых, из числа сподвижников, называют четырех праведных халифов, Абдуллах ибн Мас`уда, Абдуллах ибн Омара, Абдуллах ибн Аббаса, Абдуллах ибн Амра, Зайд ибн Сабита (да будет доволен ими Аллах). Из числа женщин сподвижников можно назвать мать правоверных Айшу (да будет доволен ею Аллах).
Следует отметить, что еще при жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) были сподвижники, которые посылались к тем или иным племенам с целью обучения их религии. Так, все мы знаем, что в свое время Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) были послан Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Йемен. Уже во время отъезда Муаза (да будет доволен им Аллах) в Йемен, между ним и Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произошел следующий разговор. Жители Химса передают: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), желая послать Муаза (да будет доволен им Аллах) в Йемен, спросил его: «Если возникнет какой-либо вопрос, как ты будешь решать его?»
– Посредством Книги Всевышнего.
– А если не найдешь ответа в нем?
– Тогда посредством сунны Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
– А если не найдешь ответа в сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и в Книге Всевышнего?
– Тогда буду делать иджтихад до тех пор, пока не найду решения вопроса.
И тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) хлопнул в грудь Муаза (да будет доволен им Аллах) и произнес: «Хвала Всевышнему, Который сделал так, чтобы посла Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) достойным того, что достойно довольствия Своего посланника». («Сунану Аби Дауд», 3592)
То есть Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был доволен тем, как Муаз (да будет доволен им Аллах) собирается решать различные проблемы.
Из сказанного можно сделать множество выводов. Но мы, согласно теме, хотим обратить внимание читателя на тот факт, что сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал Муаза (да будет доволен им Аллах) совершать иджтихад.
Иджтихад – решение вопроса на основе личных знаний и исследований.
Следует отметить, что в области религии «иджтихад» определяется как «достижение высшей ступени знаний и получение права самостоятельно решать некоторые вопросы юридическо-богословского характера».
Следует также отметить, что иджтихад является основой фикха. Именно на основе иджтихада в шариате сложились такие понятия, как «иджма», «кияс». И именно данный хадис приводится в сборниках хадисов в качестве дозволенности иджтихада и является неоспоримым докзательством правомерности четырех мазхабов ахлюс-сунны уад-джамаа.
Начиная со второй половиной первого века по хиджре Ислам начал рас-пространяться по миру. Уже во втором веке по хиджре Исламский халифат составляли страны Северной и Восточной Африки, вся Персия, Закавказье, Средняя Азия. Среди мусульман были люди различных национальностей. Понятно, что они не были в состоянии самостоятельно овладеть Кораном и сунной. То есть шариатом. Во-первых: они не знали языка. Во-вторых: не владели знаниями в области религии. Что делать? Учиться религии у знающих. Это было началом возниковением различных школ фикха, тафсира, хадиса, а также началом составления книг в различных областях религиозных наук.
Существует множество причин и оснований возниковению различных школ фикха. Но сегодня мы ограничимся лишь одним примером. Известно, что основатель одного из четырех мазхабов ахлюс-сунны имам Малик ибн Анас (рохматул-лахи аляйхи) учился вместе с Джагфар Аль-Мансуром, халифом из династии аббаситов.
Впоследствии Джагфар Аль-Мансур стал халифом, а имам Малик (рохматул-лахи аляйхи) великим ученым.
Как-то раз халиф Джагфар Аль-Мансур вызвал к себе имама Малика (рохматул-лахи аляйхи) и предложил ему составить сборников хадисов. Имам Малик (рохматул-лахи аляйхи) согласился, в результате чего им был составлен сборник хадисов под названием «Муатта».
Во время сезона хаджа Джагфар Аль-Мансур ознакомился с книгой и остался доволен ею.
Следует отметить, что это был один из первых сборников хадисов.
Прочитав книгу Джагфар Аль-Мансур обратился к имаму Малику (рохматул-лахи аляйхи): «Это очень хорошая книга. И я сделаю так, что она будет основным сборником хадисов». Но имам Малик (рохматул-лахи аляйхи) возразил: «Нет! Не стоит так делать. Сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разошлись по всему свету. И каждый из них унес с собой частицу блага». То есть хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Из сказанного видно, что правитель страны должен не только управлять, но и решать насущные религиозные проблемы.
Следующий момент: слова имама Малика (рохматул-лахи аляйхи), который был не только факихом (ученым шариата), но и мухаддисом (ученым в области хадиса), ясно указывают на одну из причин возниковения мазхабов. Это то, что сподвижники разошлись по свету. У каждого из них была своя методика обучения. Степень знаний также разнилась. К тому же следует учитывать тот факт, что один и тот же хадис не могли знать сподвижник, который находился, к примеру, в Египте, и сподвижник, который находился, скажем в Ираке.
Начиная со второго века по хиджре стали составляться первые труды по фикху. Стали яснее обозначаться такие понятия, как усуль ад-дин, усуль аль-фикх, аль-иджтихад.
Будет уместным сказать, что уже тогда основу иджтихада составляли четыре основы:
1. Священный Коран. То есть, каждый ученый, при вынесении какого-либо решения, первым делом опирался на сказанное в Коране. И если Коран содержал в себе ясный ответ на вопрос, то за основу брался этот ответ.
2. Сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). В случае, если факих не мог найти ответа в Коране, он искал ответ в сунне, то есть в хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
3. Иджма – единодушие во мнении ученых одного периода в определенном вопросе. В качестве примера можно при-вести то, что во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) аяты Корана не были собраны воедино. Об этом ничего не сказано и в хадисах нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Что делать? Как поступить?
Предложить бы решение данного вопроса некоторым нашим современникам, так называемым «приверженцам сунны», они бы решили эту проблему одним махом: «Об этом ничего не сказано в Коране. Нет и хадиса. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) так не делал. Это бид`а».
А между тем не стоит рубить с плеча! Есть аяты, в которых Всевышний Аллаха указывает на важность использования разума и логики. К тому же шариат не запрещает считаться с жизненными фактами.
Случилось так, что во времена правления первого праведного халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), во время сражения мусульман с последователями лжепророка Мусайляма Каззаба, которое произошло при Ямаме, погибло 70 хафизов. И тогда Омар (да будет доволен им Аллах) предложил Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) собрать воедино аяты Корана. И все мусульмане были едины во мнении, что это будет способствовать сохранению Корана.
Таков пример правомерности иджмы.
4. Кияс – вынесение решения посред-ством сравнения.
Следует отметить, что кияс является последней инстанцией иджтихада. То есть при решении какого-либо вопроса первым делом следует искать ответ в Коране. Если такого нет, то следует искать ответ в хадисах. Затем следует иджма. И лишь после того, как все возможности решения вопроса исчерпаны, следует делать кияс. То есть решать вопрос посредством сравнения.
Пример: в Коране наложен запрет на употребление хамра.
Хамр – любой алкогольный напиток, получаемый путем брожения. Это алкогольные напитки из винограда, ячменя, меда, финика и т.п. На основе этого требования Корана ученые относят к запретным напиткам любой пьянящий напиток. В данном случае за основу берется то, что после употребеления определенного количества напитка, человек может лишиться рассудка. То есть опьянеть.
Прямой противоположностью таким напиткам является, к примеру, кислое молоко. Окисление молока своего рода брожение. Но при употреблении кислого молока, в любом количестве, человек не пьянеет и не теряет рассудок.
В заключении хотелось бы сказать, что все сказанное выше является опроверже-нием тем, кто отрицает правомерность мазхабов, и кто считает, что мазхаб, якобы, является результатом личного мнения какого-либо имама. А между тем сам Коран, сама сунна и история доказывает противоположное. Ведь Коран призывает к познанию. Сунна – к иджтихаду. Жизненные факты – к иджме и киясу.

 

kazreligiya.kz

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт