Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

История источника Замзам

14.02.2014 13513 0 Комментарии

В то время существовала лишь былое место Каабы, которая к тому времени обветшала и разрушилась. И естественно, что когда пророк Ибрахим (мир ему), по приказу свыше, оставлял рядом с былым местом Каабы свою жену и младенца сына, там не было никакого источника. А ведь вода является источником жизни. Поэтому в ту пору Мекки, как таковой, не было. Были лишь камни, песок и очень скудная растительность.
Согласно некоторым источни-кам, пророк Ибрахим (мир ему) оставил Хаджар и Исмаила (мир ему) под деревом. Из провизии был лишь мешочек фиников и бурдюк с водой.
Когда пророк Ибрахим (мир ему) стал отъезжать, Хаджар, идя за ним, спросила: «О Ибрахим! Ты оставляешь нас там, где нет ни людей, ни джинов, ни растительности?!».
Ответа не последовала.
Хаджар несколько раз повто-рила свой вопрос. Но Ибрахим (мир ему) молчал. Он даже не посмо-трел на нее.
Повторив несколько раз свой вопрос и не получив ответа, Хаджар спросила: «Это приказ Всевышнего?».
И лишь тогда пророк Ибрахим (мир ему) ответил: «Да».
– Если так, то Всевышний Аллах не оставит нас!
После этого Хаджар вернулась к маленькому Исмаилу (мир ему).
Ибрахим (мир ему), пророк Всевышнего, обязанностью кото-рого было беспрекословное под-чинение своему Создателю, лишь отъехав так далеко, что он уже не мог видеть своих жену и ребенка, обратился ко Всевышнему Аллаху: «О мой Господь! Я оставил свою семью рядом с Твоим Домом (Каабой), среди безлюднной пустыни».
Хаджар какое-то время пила оставленную Ибрахимом (мир ему) воду. Но вода быстро закончилась и Хаджар, а также маленький Исмаил (мир ему) стали испытывать жажду.
Из-за жажды Исмаил (мир ему) плакал все больше и больше. И не в силах вынести плач своего ребенка Хаджар устремилась на гору Сафа, которая находилась неподалеку.
Взобрашись на ее вершину Хаджар огляделась вокруг. Вокруг ни души. Не было даже птиц, парящих в воздухе.
Она спустилась с Сафа. Но услышав плач своего ребенка, она, приподняв подол своего платья, быстро пошла в сторону горы Маруа.
Взобравшись на гору она вновь оглядела все вокруг. Никого не было видно.
Таким образом Хаджар семь раз взбиралась то на Сафа, то на Маруа. Проходя мимо плачущего Исмаила (мир ему), она ускоряла свои шаги.
Именно это действие повторяют сегодня паломники, совершая саги (ходьбу быстрым шагом) между Сафа и Маруа.
Когда Хаджар в очередной раз взобралась на Маруа, ей послышался какой-то звук. «Тихо!»,-приказала сама себе Хаджар, и стала прислушиваться. Послышался тот же звук.
Вдруг плачущий Исмаил (мир ему) перестал плакать. И Хаджар, подбегая к нему, увидела, что из под ног младенца бил ключом источник.
Воды было так много, что Хаджар даже старалась хоть как-то убавить струю воды. И чтобы приостановить воду Хаджар, вытянув руки и обратив ладони в сторону родника, произнесла: «Замзам!» (потише, потише).
Таким образом Всевышний Аллах облагодетельствовал Хаджар и ее маленького сына Исмаила (мир ему), источником Замзам.
В то время место, где ранее была Кааба, представляла собой некую возвышенность. К тому же рядом с этим местом, чуть ниже будущей Мекки, проходил караванный путь. И вот в один из дней люди из каравана племени Джурхум, прохо-дя рядом с тем местом, где начал бить источник Замзам, увидели в небе парящих птиц. Что это означало? Для опытного человека, жителя пустыни, это означало, что там есть вода, жизнь.
Но людям из племени Джурхум не раз приходилось проходить через эти безлюдные места. Насколько им было известно, в этих мечтах не было никакого источника. Но как бы там ни было, они послали двух человек, чтобы они узнали, почему над тем местом парят птицы?
Найдя источник они увидели источник, а рядом с ним женщину и ребенка.
Всевышний Аллах действительно не оставил Хаджар. Подойдя к ней люди спросили: «Можно ли нам остановиться здесь?». Хаджар ответила: «Конечно! Но вы не должны присваивать себе источник».
– Хорошо!
Таким образом рядом с источником Замзам начали обу-страиваться люди. Все проходящие мимо караваны непременно останавливались там на привал.
Шли годы. Исмаил (мир ему) рос. И именно у людей племени Джурхум Исмаил (мир ему) научил-ся арабскому языку.
Пророк Ибрахим (мир ему) стал временами навещать свою семью. Когда же Исмаил (мир ему) возмужал, он женился на одной из девушек из племени Джурхум.
Что касается Хаджар, то согласно историческим источникам, она скончалась именно в Мекке.
Случилось так, что люди из племени Джурхум, которых Всевышний Аллах облагоде-тельствовал тем, что сделал их родственниками пророков, стали много грешить. Дело дошло до неуважительного отношения к Каабе, который был воздвигнут проком Ибрахимом (мир ему) и его сыном, также пророком, Исмаилом (мир ему). И как бы в наказание за это источник Замзам исчез. И со временем люди даже забыли мечто, где раньше был родник.
Шли годы. Сменялись поколения.
И вот однажды, когда дед Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Абдулмутталиб, по свойственной его привычке, спал, прислонившись к Каабе, ему приснился сон. Во сне к нему пришел человек и сказал: «Вырой Тыйбу». Абдулмутталиб спросил: «А что такое «Тыйба»?». И в этот момент человек исчез.
На следующий день, когда Абдулмутталиб спал, присло-нившись в Каабе, приснился тот же человек, который сказал: «Вырой Барру». Абдулмутталиб спросил: «А что такое «Барра»?». И тот человек вновь исчез.
На третий день, на том же самом месте, вновь приснился сон. На этот раз тот человек приказал: «Вырой Мазнуну». «А что такое «Мазнуна»?»,-спросил Абдулмутталиб. Тот человек снова исчез.
На четвертый день тот человек, во сне, уже приказал: «Вырой Замзам». «А что такое «Замзам»?», – спросил Абдулмутталиб. И тогда последо-вал ответ: «Это вечный источник, который напоит паломников. Он находится там, где навоз и кровь. Там, где питается ворона. Там, где водятся муравьи».
После увиденного во сне, Абдулмутталиб направился туда, где был навоз и кровь, где питались вороны и где водилось много муравьев. Это была бойня, где паломники закалывали жертвенный скот. И именно там Абдулмутталиб обнаружил уже высохший источник Замзам.
Абдулмутталиб стал рыть землю. В то время у него был лишь один сын по имени Аль-Харис. И Абдулмутталиб, сжалившись над маленьким еще сыном, стал рыть один.
Каменистую землю рыть было не легко. И в какой-то момент Абдулмутталиб стал сожалеть о том, что у него нет сыновей, которые были бы помощниками в подобных делах. И именно тогда Абдулмутталиб поклялся, что если Всевышний Аллах дарует ему десять сыновей, одного из них он при-несет в жертву. Читатель наверное догадался, что это является про-логом рассказа о рождении отца нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – Абдуллаха. Но это уже другая история.
Абдулмутталиб был очень настойчивым человеком. Поэтому его не могло остановить то, что копает один. Несмотря на все трудности он продолжал копать. В то же время его соплеменники-курайшиты, ждали чем же все это закончится.
Когда показалась вода Абдулмутталиб воскликнул: «Аллаху акбар!». Курайшиты услышав его возглас поняли, что он все же добился своего. Источник Замзам снова ожил.
Очищая родник Абдулмутталиб стал находить различные вещи, принадлежащие Исмаилу (мир ему). И при каждой находке Абдулмутталиб не переставал возвеличивать Всевышнего, из чего курайшиты знали, что он стал обладателем еще одной благословенной вещи, принад-лежавшей пророку Исмаилу (мир ему).
Когда Абдулмутталиб пол-ностью расчистил источник Замзам, курайшиты, желая быть совладельцами родника, сказали: «Это – источник пророка Исмаила (мир ему). Поэтому мы тоже имеем право быть его совладельцами». На что Абдулмутталиб возразил: «Я копал здесь один. И поэтому владеть родником буду я один». И курайшитам не оставалось ничего, как согласиться с веским доводом Абдулмутталиба. Было еще одно обстоятельство, по причине которой курайшиты согласились с Абдулмутталибом. Они были уверены, что Абдулмутталиб разрешит им, его соплеменникам, пользоваться источником Замзам. И действительно, источником Замзам пользовались все. И никто после этого не претендовал на источник. Ведь истинными владельцами источника был пророк Исмаил (мир ему), и его родители – пророк Ибрахим (мир ему) и Хаджар.
На протяжении истории источник Замзам подвергался изменениям. К примеру:
– во времена правления халифа Харуна Рашида источник Замзам был углублен на несколько метров. То же самое было сделано и во времена правления халифа Махди;
– во времена правления халифа Амина глубина родника достигла сорока метров;
– во время правления халифа Мугтасыма верх источника Замзам был еще открытым. После правления халифа Мугтасыма верх источника был закрыт.
С приходом к власти потомков Сауда, вокруг источника Замзам стали проводиться различные работы. Так, когда в 1377 году по хиджре стали вестись строительные работы по расширению площади вокруг Каабы, здание источника Замзам было полностью перестроено. А именно, для удобства паломников здание источника был опущен ниже. Таким образом освободилось дополнительное место для совершения тауафа более большим числом паломников. Вокруг же источника были залиты стены из бетона, поверх которых были уложены мраморные плиты.
Во время правления Аббаситов воду Замзам брали из колодца. Водой наполняли специальные открытые емкости, из которых паломники и пили воду Замзам. Затем были сделаны специальные резервуары, в которых хранилась вода Замзам. И специально назначенные люди брали из этих резервуаров воду Замзам, а затем раздавали ее паломникам.
В 1383 году по хиджре на источнике Замзам был установлен гидронасос. Тогда же был сделан специальный резервуар, в который выкачивалась вода Замзам. Этот резервуар находится под Маруа. В настоящее время все это представляет современную компьютеризированную систему. Та же система добавляет в воду Замзам лед, также сделанный из воды Замзам.
В настоящее время в мечети Аль-Харам есть более чем 700 кранов, из которых паломники непрерывно пьют воду Замзам. Для подачи охлажденной воды Замзам из этих кранов, используется 8000 специальных термосов.
Однако система источника Замзам не ограничивается лишь мечетью Аль-Харам. Вне мечети Аль-Харам есть места, где вода Замзам заливается в различную посуду. И ежедневно сотни тысяч паломников берут оттуда воду Замзам.
В добавок к этому тысячи специальных машин развозят воду Замзам по городам Саудии. И хвала Всевышнему, не смотря на это вода источника Замзам не кончается. Разве это не являет-ся доказательством величия Всевышнего Аллаха?!
И да предопределит нам Всевышний Аллах испить вдоволь из источника Замзам и исполнит все наши пожелания, которые мы произносим во время употреб-ления воды Замзам! Аминь!

Зейнеп Тасним,
Алматы

 

kazreligiya.KZ

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт