Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

Что мы знаем о науке «акида»?

14.02.2014 36125 0 Комментарии

Что касается терминоло-гического значения слова «акида», то, в общем и целом, оно означает «наука о веро-убеждении и его требованиях».
На важность этой науки указывает хотя бы то, что наипервейшим требованием всех пророков, начиная с Адама (мир ему) и заканчивая нашим пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), было уверование во Всевышнего Аллаха, в Его единственность, из чего следует, что вера всех пророков была одна, по причине чего не следует делить пророков на «наших» и «не наших». То есть, на пророков мусульман и не мусульман. Здесь подразумевается ошибочное мнение о том, что Иса (мир ему) является пророком неверных. На самом же деле все пророки, в том числе и Иса (мир ему), были мусульманами.
Из сказанного выше следует, что акида, то есть вероубеж-дение всех пророков было одним. Это вера во Всевышнего Аллаха, в Его единственность. Все различие между пророками сводилось к времени и месту пророчества того или иного пророка, а также к различию в шариате.
Что собой представляет шариат и об его статусе читайте ниже.
Что касается основных задач, решаемых посредством акиды, то их можно охарактеризовать следующим образом:
1. Утверждение правильного вероубеждения посредством веских доказательств;
2. Устранение сомнений отно-сительно правильной акиды;
3. Предохранение верующих от следования ошибочному вероубеждению;
4. Наставление на пра-вильный путь достижения ис-тинного счастья в этом мире и в Ахирате.
Раз уж мы начали разговор об акиде, то первым делом следует сказать, что акида, то есть правильное вероубеждение, является основой нашей рели-гии. Стержнем же правильного вероубеждения является вера во Всевышнего Аллаха, в Его единственность.
Важность правильной акиды такова, что без утверждения в сердце веры во Всевышнего Создателя не может быть и речи о совершении того или иного требования шариата.
Следующий момент! Общность нашей религии составляют три основных понятия. Это:

1. Акида.
Под «акидой» подразу-мевается твердое убеждение мусульманина, которое подра-зумевает веру во Всевыш-него, согласно требованиям Корана и сунны. Именно это является основным отличием мусульманина от приверженцев других вероисповеданий. Это говорит о том, что все помыслы и действия мусульманина дол-жны основываться на сути калимы шахада (свидетельства) – ашхаду алля иляха иллял-лах уа ашхаду анна мухаммадур-расулуллах.
В свою очередь основой акиды, помимо веры во Всевышнего Аллаха, является вера в ангелов, в Писания, в пророков, в Судный день, а также в предопределение.

2. Шариат.
Под шариатом подразу-меваются действия, преду-смотренные религией. И если акида представляет собой фундамент, то шариат является зданием, возведенным на нем. Акида – это иман, а шариат – действие в соответствии с иманом. Из этого ясно видно, что одного лишь уверования не достаточно. Для полноты веры нужно не только уверовать, но следует также и совершать действия, подтверждающие уверование.
Можно сказать и по другому! Если акида, то есть правильное вероубеждение является свя-зующей нитью верующего с его Всевышним Создателем, то шариат является инструментом, который регулирует связь, взаимоотношение человека с обществом, с окружающим его миром, что указывает на тесную связь между акидой и шариатом, и что шариат невозможно представить без правильной акиды.
В свою очередь шариат состоит из двух основных частей: ибадат и муамалят.
Ибадат – действия, которые совершаются верующим с целью приближения ко Всевышнему Аллаху и удостаивания Его лика. Из чего следует, что совершение ибадата указывает на истинность уверования (имана).
Муамалят – действия, преду-смотренные для соблюдения правил взаимоотношений между людьми.

3. Ахляк.
Ахляк – благонравие.
Под благонравием подразу-мевается этика поведения верующего, которая соответ-ствует требованиям религии.
Также как соблюдение шариата, хороший ахляк, то есть благонравие указывает на истинность уверования.
Следует напомнить, что какое бы важное место не занимали в религии шариат и ахляк, их основой является правильная акида.
Что касается истории происхождения науки акида, то ее основоположниками являются ученые ахлюс-сунна уаль-джамаа. И среди причин возниковения науки акида можно указать про-тивостояние ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа различным заблудшим течениям в области вероубеждения.
Прежде всего следует сказать, что развитие науки акида состоит из пяти основных периодов:

1. Возниковение науки акида.
Уже в первом веке по хиджре, а также в начале второго века по хиджре стали возникать разногласия, которые касались тех или иных вопросов, связанных с правильным веро-убеждением. Но таких моментов было немного.

2. Возниковение различных течений.
В начале второго века по хиджре наблюдается усиление разногласий в вопросах акиды. Именно тогда наблюдается появление основоположников тех или иных взглядов в области акиды, а также и их последователей.
Следует отметить, что хотя в то время и были труды в области науки акида, но их было мало. К тому же они не были систематизированными.

3. Смешивание религиозных взглядов с философией.
Это период между четвертым и девятым веками. Это период составления более фунда-ментальных трудов в области науки акида. Именно в этих трудах содержались ответы против различных философских мировозрений, и именно это послужило причиной тому, что книги по акиде стали содержать в себе различные философские мысли.

4. Развитие науки акида.
Это период между десятым и двенадцатым веками. Именно в этот период стали составлять-ся разъяснения (шарх) к трудам, написанным в третьем периоде.
5. Возниковение новых мировоззрений.
Это период между две-надцатым и тринадцатым веками. Именно тогда стали появляться различные течения, которые приписывали себя к ахлюс-сунне уаль-джамаа, но взгляды которых ни в коей мере не совпадали с требованиями ахлюс-сунны уаль-джамаа.
Теперь что касается названий науки акида на протяжении всей истории Ислама. Следует отметить, что во времена нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) такого понятия, как «наука акида» не было и в помине. Было понятие правильного вероубеждения, но понятия «наука акида» не было.
Что интересно, одним из первых названий науки акида было «Фикх аль-акбар» (самый большой фикх). Так, в начале второго века по хиджре наука акида имело именно это название.
– `Ильм аль-калям. Это название науки акида возникло во второй половине второго века по хиджре.
– `Ильм усулид-дин (наука об основах религии). Это название возникло также во втором веке.
– `Ильм аль-акаид (наука о вероубеждениях). Это название возникло в четвертом веке. Это был период, когда религиозное вероубеждение стало противостоять различным философским взглядам.
– `Ильм ан-назр уаль-истидлял (наука мышления и доводов). Это название возникло в конце шестого века по хиджре. Причиной возниковению этого наз-вания было то, что многие исследования в области акиды стали основываться на логике и различных доводах.
– `Ильм ат-таухид уас-сыфат (наука о единобожии и сыфатах). Это название возникло примерно в 9-ом году по хиджре. Причиной этому было то, что тогда основной темой исследований в области науки акида был таухид и качества, присущие Всевышнему Аллаху.
– `Ильм ат-таухид (наука о единобожии). Это название возникло в конце 10-го века по хиджре.
Из сказанного выше ясно видно, что до настоящего времени наука акида раз-вивалась поэтапно. И на протяжении развития менялось не только название науки, но появлялись и новые термины и понятия. В качестве примера можно привести такие понятия, как таухидур-рубубия, таухи-дул-улухия, таухиду аль-асмаи уас-сыфат. Кто-то отрицает правомерность четырех маз-хабов лишь по причине того, что такого понятия, как мазхаб не было в эпоху Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и Его сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Но ведь во времена нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и Его сподвижников (да будет доволен ими Аллах) также не было и таких понятий, как таухидур-рубубия, таухидул-улухия, таухиду аль-асмаи уас-сыфат. Почему бы, в таком случае, наряду с отрицанием правомерности мазхабов, не отрицать и правомерность таких названий, как таухидур-рубубия, таухидул-улухия, таухиду аль-асмаи уас-сыфат?
А между тем основной причиной подобного абсурда является лишь одно – двойка по истории Ислама.

Мухаммад Кайсар,
Алматы

 

kazreligiya.kz

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт