Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

Эра мусульманской славы

14.02.2014 2146 0 Комментарии

У мусульман было уникальное преимущество – обладание Божественной Книгой (Кораном) и Священным Законом (Шариатом). Они не должны были полагаться только на собственное субъективное суждение в ключевых вопросах жизни и были, таким образом, избавлены от множества связанных с этим трудностей и опасностей. Божественное слово осветило для них все дороги жизни и позволило им идти вперед, к цели, которую они ясно представляли себе. Им не нужен был метод проб и ошибок.
Священный Коран гласит: «Разве тот, кто был мертв и кому дали Мы потом жизнь и даровали свет, с которым он ходит среди людей, похож на того, кто находится в глубине тьмы, откүда он никогла не выйдет?» (6:122).
Они должны были вершить суд среди людей на основании богооткровенного Слова; не могли отклоняться от предписаний справедливости и равенства; на их мнение не должны были оказывать влияние вражда, ненависть или жажда мести. Ибо в Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к благочестию. И бойтесь Аллаха; поистине, Аллах ведает, что вы совершаете» (5:8).
Мусульмане не сами по себе внезапно вознеслись к власти из бездонной пропасти упадка. Они сформировались на основе Корана. Пророк (с.а.с.) в течение долгих лет постоянной заботы возвел их на высокий уровень благородства и чистоты. Пророк (с.а.с.) приучил их к суровой и добродетельной жизни; он привил им такие черты, как скромность и мужественное самопожертвование; он полностью очистил их от жадности и стремления к власти, известности или богатству.
Пророк (с.а.с.) заложил основной принцип исламского государственного устройства: «Мы не доверяем должность в правительстве тому, кто добивается этой должности или как-либо иначе проявляет свое стремление к ней» [Бухари; Муслим].
Мусульмане были так же далеки от фальши, высокомерия и злобы, как белое от черного. Не напрасно им день и ночь внушались следующие аяты из Корана: «Ту последнюю обитель Мы предназначили тем, которые на земле не хотят возноситься и распространять нечестие. Воздаяние добром – лишь благочестивым» (28:83).
Вместо того, чтобы добиваться власти и ответственного положения, они принимали их с большой неохотой, и когда они все же принимали официальную должность, то принимали ее как залог от Аллаха, которому они доджны будут дать в День Суда полный отчет в своих совершенных и несовершенных грехах.
В Священном Коране сказано: «Аллах, поистине, велит вам возвращать владельцам доверенное на хранение имущество и судить по справедливости, когда вы судите среди людей» (4:58); «Он – Тот, Который сделал вас наместниками [Своими] на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас тем, что даровал Он вам. Поистине, Господь твой скор в наказании. Поистине, Он – Прощающий, Милосердный» (6:165).
Далее, мусульмане не были представителями какой-то определенной расы или страны, и они не собирались устанавливать арабский империализм. Их миссия была всемирной миссией Веры и Свободы. Они были свободны от всяких болезненных навязчивых идей, расовых предрассудков. Для них люди были равны. Коран говорит: «О люди! Воистину, Мы сотворили вас из мужчины и женщины, создали вас племенами и народами, чтобы вы узнавали друг друга. И самый почитаемый перед Аллахом тот из вас, кто более благочестив. Аллах – Знающий, Ведающий» (49:13).
Однажды сын Амра ибн аль-Аса (р.а.), наместника Египта, ударил кнутом простого египтянина. Это стало известно халифу Умару (р.а.). Халиф, не обратив ни малейшего внимания на высокое положение отца обидчика, велел египтянину немедленно поквитаться за причиненный ему вред. Отцу же обидчика он предъявил следующий многозначительный упрек: «Почему ты сделал их рабами, если они были рождены свободными?» [Ибн Джавзи].
Арабы делали все, чтобы, блага веры, культуры и знаний стали доступными другим народам. Когда речь шла о присуждении высших почестей и должностей в государстве, для них не были важны национальность или родственные связи. Их можно было сравнить с облаком, которое щедро проливало дождь на весь мир и от которого все народы повсюду свободно получали пользу.
Абу Муса аль-Ашари рассказывает, что святой Пророк (с.а.с.) однажды сказал: «Миссию, с которой Аллах послал меня в мир, можно сравнить с сильным ливнем, который пролился над обширной плошадью земли. Часть земли была мягкой и ровной, она впитала влагу и превратилась в луг, часть ее была неровной и твердой, и она задержала воду, что было очень полезно для человечества; люди пили ее сами и давали пить другим; часть ее была совершенно плоской и бесплодной, она не могла ни задержать воду, ни взрастить что-либо. Первые два примера относятся к тем, кто пил Божественное послание с пользой для себя и для своих ближних; а последний – к тем, кто не обратил внимания на то, что Бог открыл мне…» [Бухари, Книга знания].
Общество, как и человек, имеет много сторон – физическую, эмоциональную, социальную, моральную, умственную, духовную… Мы не можем пренебрегать одной из них в пользу другой. Общество и государство не сможет подняться до высокого уровня, если не будет должным образом учитывать человеческие интересы. Бесполезно надеяться на построение здорового и процветающего общества до тех пор, пока не создана культурная, интеллектуальная, материальная, моральная и духовная среда, в которой человек может развить свои скрытые возможности в согласии с Божьим планом творения.
Мы знаем по опыту, что цель останется лишь иллюзией, пока бразды правления не находятся в руках тех людей, которые уделяют должное внимание как материальным, так и духовным потребностям и, обладая высокоразвитыми моральными и нравственными качествами, могут по достоинству оценить требования человеческой природы и взаимоотношения между личностью и обществом.
Неправильное сочетание материальных и духовных элементов во внутренней природе человека неизбежно проявится во всем облике и организации общества. Таким образом, если общество выделяет только одну сторону жизни – материальный прогресс – и не подозревает о ее духовной стороне и абстрактных реальностях, и достигает господства над миром, его цивилизация будет проявляться в материальных объектах, таких как кирпич, камень, бумага, ткань; оно будет вращаться вокруг судов, строек, полей битвы, заводов, ресторанов, клубов, и так процветать и богатеть. Но в семейных отношениях, в моральной, культурной и в других сферах человеческой жизни не будет различия между человеком и зверем. Иначе говоря, процветание станет подобно тучному телу, которое на первый взгляд кажется цветущим, а на деле является жертвой бесчисленных болезней…
Точно так же, если к власти приходит община, которая отвергает мирские интересы и отрицает природу человека, заботясь только о духовных материях, природные возможности людей не будут развиваться и цивилизация умрет. Под ее влиянием люди отрекутся от мира и станут отшельниками. Они будут предпочитать браку отказ от семейной жизни, а жизнь в пещерах и лесах – жизни в поселках и городах.
Высшей формой религиозной практики станет самоистязание, с тем чтобы ослабить власть тела над душой и «очистить» дух человека. Смерть получит превосходство над жизнью, потому что через нее человечество будет спасено от смятения «духа материи», получит доступ к покою «мира духа» и завершит свой духовный прогресс. Поскольку такая философия противоречит естественному порядку вещей, всякий раз при возникновении подобного общества дух человека яростно восстает против него, как только проходит первая вспышка энтузиазма, и мстит за себя, безумно бросаясь в другую крайность – к вульгарным материальным развлечениям и распутству.
Очень немногие из общин, которым выпала честь нести факел цивилизации в разные исторические эпохи, смогли установить гармоническое равновесие между мирским и духовным, между телом и духом или между разумом и чувствами.
Абулхасан Надви,
из книги «Что потерял мир…»

kazreligiya.kz

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт