Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ВЫПЛАЧИВАТЬ ЗАКЯТ С ДЕНЕГ, СОБРАННЫХ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЬЯ?

Совет Улемов ДУМК fatua.kz 13.10.2020 9743 0 Комментарии
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ВЫПЛАЧИВАТЬ ЗАКЯТ С ДЕНЕГ, СОБРАННЫХ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЬЯ?

Закят является обязательным для каждого дееспособного, совершеннолетнего мусульманина, обладающими имуществом или деньгами в размере «нисаб» за вычетом долгов и предметов первой необходимости. Выплачивание закята из собранных средств на основные нужды является необязательным.  Так как, такой человек не считается богатым. 

В Священном Коране сказано:

ويَسأَلُونَكَ ماذا يُنفِقُونَ قُلِ العَفو

«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек»[1].

Имам Табари и другие ученые истолковали этот аят, что: «Нужно подавать с того, что остаётся лишним».  Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا صَدَقةَ إلاّ عَن ظَهرِ غِنًى

«Подавать милостыню обязательно только состоятельным» [3].

Жилье - одна из основных потребностей человека. В Ханафитском мазхабе есть два взгляда на вопрос о том, платить ли закят человеку, накопившему за несколько лет определенную сумму для приобретения жилья.

Такие ученые, как Ибн Малак, сказали: «Поскольку дом является основной необходимостью, на собранные деньги закят не выплачивается» [4]. То есть тот, кто хранит свои деньги с намерением потратить их на основные нужды, даже по прошествии года не выплачивает закят.

Имам Тахтауи назвал одежду, пропитание, жилье, оружие, изделия ручной работы, мебель, автомобили и книги ученых предметами первой необходимости. Он не считал обязательным выплачивать закят, даже если у него были деньги на приобретение этих вещей или они были у него в течение года [5].

В книгах Ханафитского мазхаба «аль-Магаридж» и «Бадаиг» говорится:

«Закят выплачивается с денег, собранных для их умножения или расходования на пропитание».

В известной ханафитской книге «Раддул Мухтар» утверждение Ибн Малака о том, что «Жилье – это основная необходимость, и из собранных для него денег закят не выплачивается», является правильным. Информацию из книги «Бадаиг» и других книг нужно понимать следующим образом: «Если мусульманин хранит деньги для приобретения предметов первой необходимости,  и после их приобретения по истечении года остаётся излишек в размере «нисаба», то он выплачивает с них закят. Даже если он хранит их с целью расходования в будущем, он платит закят за то, что не потратил их на основные нужды в течение года» [7].

На XXVI заседании Совета улемов Духовного управления мусульман Казахстана по данному вопросу были приняты следующие постановления:

1. Закят является обязательным для каждого дееспособного, совершеннолетнего мусульманина, обладающими имуществом или деньгами в размере «нисаб».

2. Поскольку жилье является одним из основных необходимостей, из собранных денег (для приобретения жилья) закят не выплачивается;

3. Основной целью сбора средств должна быть покупка дома. Закят выплачивается, если собранные деньги будут задействованы в торговле и достигнут размера «нисаба».

    

[1] Сура «аль-Бакара», 219-аят.

[2] Табари, 4/337. Куртуби, 2/48. Ибн Касир, 1/256.

[3] Передал Имам Ахмад.

[4] Раддул-Мухтар, 3/178.

[5] Хашияту ат-Тахтави, 714.

[6] Аль-Бахру ар-Ройк, 2/361.

[7] Раддул-Мухтар, 3/179.

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт