Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

ВОПРОСЫ КАСАТЕЛЬНО СОБЛЮДЕНИЯ ПОСТА БОЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

Отдел Шариата и фетвы ДУМК muftyat.kz 19.02.2024 1635 0 Комментарии
ВОПРОСЫ КАСАТЕЛЬНО СОБЛЮДЕНИЯ ПОСТА БОЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

Вопрос: Может ли больной поститься?

Ответ: Если из-за голодания болезнь ухудшается или человек медленно выздоравливает, то разрешается не поститься [1]. Допустимо прерывать пост, если болят глаза или высокая температура. Также, если больной лежит в постели, если не может молиться стоя он может прервать свой пост [2]. Конечно, здесь нужно будет опираться на указания квалифицированного врача. После выздоровления он должен восполнить пропущенные дни поста, которые он не смог соблюдать. Всевышний Аллах говорит в Коране:

فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

«Если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время»[3].

Однако в месяц Рамазан не разрешается прерывать пост при всех видах заболеваний. Иногда соблюдение поста может излечить болезнь больного. Потому что научно доказано, что голодание — лекарство от многих болезней [4].

 

Вопрос: Может ли не поститься пожилой человек и человек с хроническими заболеваниями?

Ответ: Разрешается не поститься пожилому человеку, который не может позволить себе поститься в другое время года, а также человеку с хроническим заболеванием (болезнью на всю жизнь) [5]. Им не обязательно компенсировать соблюдение поста. Однако, им необходимо будет кормить одного бедняка в день (завтрак и ужин) для восполнения поста [6]. Об этом Всевышний Аллах говорит: 

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍۖ    

«А тем, которые постятся с трудом (пожилые или имеющие хронические заболевания), следует в искупление накормить бедняка (т.е. за каждый пропущенный день поста кормить бедняка два раза в день или подать в денежном эквиваленте в качестве фидии)»[7].

Ибн Аббас истолковал это как пожилого мужчину и женщину, которые не могли позволить себе поститься [8].

Фидия — это (в среднем) полноценный прием пищи (завтрак и ужин) на одного человека в день [9]. Фидию также можно рассчитать с помощью суммы фитр садака. Фидию можно давать в начале или в конце Рамазана [10].

Фидия продолжительностью несколько дней может быть выделена как одному человеку, так и нескольким людям. Это пожертвование распределяется среди бедных людей, многодетных семей, бедных людей с ограниченными возможностями. Если человек не имеет материальную возможность платить фидию, он освобождается от уплаты. Он просит прощения у Всевышнего Аллаха [11].

Если больной человек в дальнейшем выздоровеет от хронического заболевания, если слабый человек наберется сил, то они освобождаются от временной выплаты фидии и должны будут компенсировать свои пропущенные посты [12]. Потому что условием для выплаты фидии считается продолжительная болезнь или слабость до самой смерти [13].

Вопрос: Что делать, если у человека диастр и он не может поститься?

Ответ: Болезнь – одна из причин освобождения от соблюдения поста. Имам Насафи в книге «Канзу ад-Дакайк» сказал: «Если он боится обострения болезни, ему разрешается прервать пост» [14].

Но эти заболевания рассматриваем с двух позиции:

Первое: излечимая болезнь. В этом случае можно прервать пост. Позже, выздоровев от болезни, он восполняет пропущенные посты. Всевышний Аллах сказал в аяте 184 суры «Аль-Бакара»: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время».

Второе: Хроническое (длительное) заболевание, при котором нет возможности поститься. В этом случае он оплачивает фидию каждый день не соблюдая пост. В продолжение приведенного аята Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые постятся с трудом (пожилые или имеющие хронические заболевания), следует в искупление накормить бедняка в качестве фидии».

 

Из книги «Фетвы касательно поста в Рамазан» 

 

[1] «Радду ал-мухтар», 3/403-404.

[2] «Ал-Фатауа ат-Татархания фил-фикхи ал-ханафи», 2/114.

[3] Сура «Бакара», 184-аят.

[4] Абдулхамид Махмуд Тухмаз, «ал-фикх ал-ханафи фи саубихи ал-жадид», 1/437.

[5] «Радду ал-мухтар», 3/410. Абдулхамид Махмуд Тухмаз, «ал-фикх ал-ханафи фи саубихи ал-жадид», 1/442.

[6] «Ал-Хидая шарху бидаяту ал-мубтади мага шархи ал-алламати Абдулхаи ал-Лакнауи», 2/270. «Радду ал-мухтар», 3/410.

[7] Сура «Бакара», 184-аят.

[8] Ат-Таханауи, «Иглау ас-сунан», 6/2891. Бухари, №4505.

[9] «Фатауа ат-Тарахания», 2/117.

[10] «Радду ал-мухтар», 2/427. «Ал-Бахру ар-райык шарху канз ад-дакайык», 2/308.

[11] Абдулхамид Махмуд Тухмаз, «ал-фикх ал-ханафи фи саубихи ал-жадид», 1/442-443.

[12] «Ал-Фатауа ал-хиндия», 1/227.

[13] «Ал-Хидая шарху бидаяту ал-мубтади маға шархи ал-алламати Абдулхаи ал-Лакнауи», 2/270. «Радду ал-мухтар», 3/410.

[14] «Канзу ад-дакайк», 28-стр.

 

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт