Мусульманин должен обращать особое внимание на чистоту пищи и питья, которые он ест и пьет. Необходимо есть то, что дозволено шариатом, воздерживаться от нечистого и держаться подальше от сомнительного. Потому что вся запрещенная пища вредна для человеческого организма. А из разрешенной еды потребление в большом количестве – вредно, в малом – полезно.
Таким образом, хукм о приёме пищи будет варьироваться в зависимости от следующих обстоятельств:
1. Фард. То есть съесть определенное количество еды, чтобы сохранить свою жизнь. Человек не может существовать без еды. И он совершит грех, если намеренно не будет есть и пить, и это приведёт его к смерти. Потому что он навредил своей жизни. Согласно аяту из Корана, такое действие является запрещенным. Всевышний Аллах говорит: «Не подвергайте себя опасности своими руками» (сура «аль-Бакара», 195).
2. Мустахаб (действия, за которые записывается сауаб). Это значит съесть немного больше того, что было сказано выше, чтобы легко совершать молитву и соблюдать пост. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В глазах Аллаха сильный верующий намного лучше слабого верующего» (Муслим, 62664). Подкрепиться с целью совершения поклонений является богоугодным делом.
3. Мубах. Наедаться, чтобы набраться сил. Нет в нем ни сауаба, ни греха. Однако, даже если человек будет есть разрешенную пищу, он будет спрошен за это в Судный день. Когда Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) принесли миску фиников, он сказал: «Вы ответите даже за это». Услышав это, ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил: «О Посланник Аллаха, неужели мы будем спрошены об этом в День воскрешения?». Посланник Аллаха сказал: «Клянусь Аллахом, Господом миров, в День Воскресения вы будете спрошены за все, даже за использование горячей и холодной воды. Кроме трёх вещей: куска материи, которым человек прикрывает свою наготу, куска хлеба, которым он утоляет голод, и воды, утоляющей его жажду» (Ахмад).
4. Харам. Есть, даже если насытился. Потому что это расточительство и угроза здоровью. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, это его желудок. Если этого слишком мало, тогда: треть желудка— для пищи, треть — для питья и треть — для дыхания» (Ибн Маджа, 33349. Тирмизи, №2380). Нет греха в том, если человек переедает только ради соблюдения поста следующего дня или ради того, чтобы гость не чувствовал стеснения при трапезе. Потому что, согласно шариату и этике, гостей нужно почитать (Аль-Ихтияр ли Тагили аль-Мухтар, 4/171).
Поэтому нельзя переедать. Однако можно переедать, чтобы гостю было комфортно или ради соблюдения поста на следующий день.
Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт