Заем, долг – это договор между двумя сторонами с условием возврата имущества без процентов («Радду аль-мухтар», 5/161). Сегодня в связи с финансовой инфляцией погашение долга стало одним из наиболее актуальных вопросов. В зависимости от различных видов долга ученые рассматривают его предписание следующим образом.
Во-первых, если долг представляет собой золото, серебро или что-то измеримое, оно возвращается одинаково, независимо от изменения стоимости. В этом единогласно согласились все учёные («Расаил Имам ибн бидин»: 2/105. «Аль-Мухаз Заб»: 2/81, «Аль-Мугни»: 4/244).
Во-вторых, если валюта вышла из оборота, то долг возвращается в другой валюте или в золоте, серебре по стоимости на день получения займа. В книге «Муршиду аль-Хайран» сказано: «Если нынешние фулусы (мелкие монеты из металлов, отличных от золота и серебра) или деньги из металлов с меньшим содержанием золота и серебра больше не будут в обороте, долг будет возвращаться по стоимости на день получения» («Муршиду аль-Хайран» аля мазхаби имам Аби Ханифата ан-Нугман»: стр. 114, п. 695).
В-третьих, погашение долга за счет обесценивания валюты. Существует несколько подходов по данному вопросу:
- По мнению многих учёных, в какой бы валюте ни был дан долг, он должен быть возвращен в той валюте, не увеличивая и не уменьшая его («Аль-Маусуату аль-Фикхия»: 21/138, Постановление Академии Исламского фикха: № 42 (4/5). Также некорректно при выдаче займа оговаривать погашение в другой валюте. А если договорились о погашении долга в другой валюте, то разрешается погашать его в валюте того дня (Постановление Академии исламского фикха: № 75 (6/8).
- По мнению Имама Абу Юсуфа, в случае девальвации валюты долг будет возвращен по стоимости денег на день получения. В ханафитской школе эта точка зрения взята за основу («Радду аль-мухтар», 4/533-534. «Аль-Бахру ар-райк», 6/219. «Расаил имам ибн Бидин»: 2 /95).
- Согласно Маликитскому мазхабу, если разница большая, будет возвращена стоимость денег. А если меньше, то будут возвращены только полученные деньги (Хашияту Имам ар-Рахуни: 2/119). Ученые факихы исчисляли предел большего и меньшего с помощью меры «одной трети» (sulus). Имам Ахмад сказал: «Ученые использовали количество одной трети в семнадцати вопросах. Потому что одна треть означает больше, а меньше означает меньше». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Сааду бин Аби Ваккасу (да будет доволен им Всевышний): «Должен ли я завещать одну треть?» Он сказал: «Этого много» (Бухари: № 3936).
В случае обесценивания валюты стоимость денег составляет одну треть и более, и в случае возникновения спора между сторонами обе стороны должны прийти к соглашению. Так как если будет возвращен сам долг, пострадает заемщик, а если будет возвращена только стоимость пострадает одолживший в долг денег. Если они не смогут прийти к взаимному согласию, судья подаст апелляцию и вынесет справедливое решение. В хадисе сказано: «Не причиняйте вреда ни себе, ни другим» (Ибн Маджа: #1909).
В Постановлении № 115 (12/9) Академии исламского фикха говорится: «Если ожидается финансовая инфляция, то в качестве меры предосторожности стороны соглашаются вернуть стоимость золота, серебра или денег или вещей, стоимость которых существенно не меняется в договоре» (Решения Академии исламского фикха: № 115 (9/12).
ПРЕДПИСАНИЕ:
- Если долг представляет собой золото, серебро или что-то измеримое, он погашается независимо от изменения стоимости.
- В случае обычной и небольшой инфляции денег долг будет возвращен в той валюте, в которой он был выдан.
- В случае финансовой инфляции, если стоимость денег на момент предоставления и возврата долга составляет одну треть и более, то стороны придут к соглашению или обратятся к судье и получат решение.
- Если ожидается инфляция, обе стороны должны договориться о погашении долга (золота, серебра и т. д.) стоимостью той вещи, цена которой не сильно изменится.
Совет Улемов ДУМК
Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт