Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

Мавлид – прекрасный праздник мусульман

28.05.2017 1363 0 Комментарии

Прежде чем начать, я бы хотел поделиться с вами причиной, подтолкнувшей меня написать данную статью. До недавнего времени я и не знал, что существует такой праздник как Мавлид. Просветление пришло ко мне в один из февральских дней прошлого года. Была пятница. И как многие правоверные мусульмане, я отправился на пятничную молитву в одну из мечетей нашей столицы. Загодя придя в мечеть, я успел сесть внутри главного зала.

Началась традиционная пятничная проповедь. Имам начал говорить о нашем любимом Пророке (с.а.в), о его жизни и благом нраве, о том, как он обращался к людям и многое другое касательно его жизни. После окончания этой занимательной проповеди прозвучал азан, после которого собравшийся джамаат прочитал четыре ракаата сунны. Имам начал читать хутбу и после его окончания начался долгожданный джума – намаз. Следом джамаат прочитал четыре ракаата сунны и во главе с имамом восхвалили Всевышнего посредством тасбиха. Я думал что на этом все, сейчас имам прочитает священный Коран и сделает дуа, однако я ошибся. Имам начал читать какой – то текст на арабском языке, из которого я многого не понял. Хотя чаще всего звучало имя нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Самое главное, что многие сидящие рядом со мной повторяли вслед за имамом. В этот самый момент я услышал слово «Бид'а» (новшество) и заметил, что некоторые люди начали вставать и уходить. И в этот момент я задумался. Что же такое читал имам? Почему некоторые братья вставали и уходили? В чем причина данного явления?

После окончания традиционного чтения Корана и дуа с джамаатом я подождал пока разойдутся люди и подошел к имаму. Я спросил его, что же он такое читал. Он ответил мне, что это был Мавлид, и его читают в честь нашего Пророка (с.а.в), так как этот месяц Раби-уль-Авваль (месяц в котором родился наш Пророк). Я поблагодарил его и пошел домой, про себя решив поподробнее узнать про Мавлид.

Итак вот что я узнал, Мавлид (милад ан-Наби) – это день рождения нашего Пророка (с.а.в). Его отмечают мусульмане всего мира в течении всего месяца Раби-уль-Авваль. Во время «Мавлида» восхваляют Аллаха, воздают благодарность Аллаху за рождение Последнего Посланника (с.а.в.), читают Священный Коран, салаваты и произведения, прославляющие самое любимое творение Всевышнего – Последнего Пророка (с.а.в.), читают проповеди и наставления. Стараются ознакомить с миссией Последнего Посланника (с.а.в.), его жизнеописанием как мусульманам, так и не мусульманам. Тем самым стараются усилить свою веру и любовь к Пророку (с.а.в.) и преподнести её другим. Совершаются деяния, ведущие к объединению мусульман. По причине «Мавлида», по мере возможности, можно угощать людей, дарить подарки и совершать другие благие деяния [1].

Казалось бы, что еще можно сказать? Совершенно благой и безобидный праздник. Однако во время своих поисков значения Мавлида, я наткнулся на информацию, что некоторые люди считают данный праздник «бид'атом». И мне вспомнились те братья, которые ушли во время чтения Мавлида. И я решил разобраться в этом вопросе окончательно.

Основным доказательством тех людей, кто говорит что это новшество, является что данного праздника не было ни во время Пророка (с.а.в), ни во время его сподвижников. Они приводят слова Пророка (с.а.в): «...все нововведения в религии – бид’ат, а все бид’аты - это заблуждение». Однако скажу сразу, не стоит брать «захир» (дословный смысл) данного хадиса. То есть неправомерно читать и понимать его буквально.

Исламские ученые по поводу данного хадиса сказали, что речь идет о порицаемых, дурных нововведениях. Если бы это было не так, то халиф Абу Бакр Сыддык (р.а.), халиф Омар ибн Хаттаб (р.а.) и Зайд (р.а) не стали бы собирать Коран в одну книгу. Корана в виде книги не было во время жизни Пророка (с.а.в.).

Не все деяния, которые не совершались во время Пророка (с.а.в.) и «саляфов» (праведных первых поколений), следует считать порицаемыми нововведениями. Те, которые не противоречат шариату и способствуют совершению мусульманами благих деяний можно назвать «бид’ат хасана». Имам ан-Навави сказал: «Нововведение - это изобретение чего-либо нового, чего не было при Пророке (с.а.в.). Оно может быть положительным или же отрицательным. На это указывают слова халифа Омара (р.а.): «Какое прекрасное нововведение», сказанные им насчет коллективного совершения таравих-намаза в мечети. Имам Шафии также считал, что «бид’ат» бывает двух видов: «Если что-либо новое противоречит Корану, Сунне или единогласному мнению ученых («иджма»), то это нововведение ведущее к заблуждению – «порицаемое нововведение», а если оно не противоречит этим принципам, то это «одобряемое нововведение» [2].

Кроме того, наш Пророк (с.а.в) сказал: «Кто после себя оставил добрый путь (инициировал что-то благое новое), тот получит личное вознаграждение и вознаграждение всех тех, кто действовал согласно этому благому пути, причем от этого у его последователей вознаграждение не убавится. А если кто-либо станет осноположником скверного пути, тому будут записаны как его личные грехи за совершение плохого, а также грехи всех тех, кто действовал согласно этому скверному пути до самого конца света». Из этого хадиса, переданного в «Сахих-и Муслиме» становится ясно, что не все нововведения (деяния, введенные в практику после жизни Посланника Аллаха) являются заблуждением, т.е «отрицательным бид’атом». Наоборот, некоторые деяния, введенные в практику позднее и которые не противоречат шариату, могут считаться благими деяниями, за которые Аллах воздаст большим вознаграждением.

Вспомните историю про Абу Лахаба. В сборнике Бухари и в других сводах хадисов есть информация, повествующий о том, что в каждый понедельник облегчаются муки Абу Лахаба, пребывающего в аду [3]. Так как Абу Лахаб, услышав о рождении Пророка (с.а.в), от радости освободил свою рабыню по имени Сувайба, которая сообщила ему об этом. Именно по этой причине Всевышний Аллах облегчает его наказание каждый понедельник.

Если по причине только одного проявления радости в связи с рождением Пророка (с.а.в) облегчается наказание Абу Лахаба в аду, который был одним из ярых врагов Ислама, ушедший из жизни неверующим и был проклят Самим Всевышним, то что говорить о вознаграждении, которое ждет мусульман, чьи сердца наполняются благодарностью Всевышнему и радостью в связи с рождением Последнего Посланника Аллаха (с.а.в.).

Известный ученый-хадисовед Джалалуддин ас-Суюти в своей книге «Благая цель празднования милад ан-Наби», отвечая на вопрос относительно празднования мавлида, сказал следующее: «Этот праздник относится к «бид’ат хасана» и празднующий его получает вознаграждение, так как возвеличивает Пророка (с.а.в.) и радуется его рождению» [4].

Просмотрев эти и другие материалы из достоверных источников, я пришел к выводу, что празднование данного праздника не противоречит канонам нашей религии. Кроме того, этот светлый праздник является причиной укрепление веры мусульман, укрепление веры в истинность миссии Посланника Аллаха (с.а.в.) и увеличению в сердцах людей любви к нему.

Мирас Хайдар

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт