Впервые большинство родителей сталкиваются с так называемой проблемой жадности, когда их ребенок достигает возраста 1,5-2 лет. Если раньше малыш запросто отдавал игрушки и не обращал никакого внимания на то, кто ими играет, то к двум годам все меняется, а нежелание малыша делиться "своим" и активное отстаивание собственности начинает пугать. С чем же связаны подобные проявления? Стоит ли их пресекать? Как справиться со своими эмоциями и аккуратно скорректировать поведение ребенка, не усугубив ситуацию?
Родителям нужно понимать: жадничают все, и жадность не является врожденным качеством. К полутора-двум годам ребенок уже четко осознает слова «я» и «мое», у него формируется целостная картина самого себя. Все, что ребенок обозначает словом «мое», является продолжением его личности, все эти предметы входят в его личное пространство. Именно поэтому он так эмоционально относится к тому, что кто-то посягает на его собственность.
На детской площадке мы можем наблюдать разное поведение детей с игрушками. Кто-то охотно делится, а кто-то начинает кричать, драться, иногда даже кусаться. Нередко инициатором таких сцен бывает и наш ребенок. Уговоры поменяться или дать поиграть на него не действуют. Малыш еще не в состоянии осознать, что он отдает игрушку не навсегда, а только на время. Кроме того, он не может отыскать ответ на вопрос, почему он должен просто так отдавать чужому ребенку свою любимую игрушку.
Если жадность проявляется в 5–7 лет, то это свидетельствует о психологических проблемах, которые за ней скрываются. Только разобравшись в них, можно исключить саму жадность. Чаще всего к такому поведению приводят следующие ситуации:
1. Недостаточное проявление любви, теплых чувств со стороны родителей. Часто это дети из неполных семей, живущие в детских домах или в семье, где родители много работают и не в силах уделять им достаточно времени. Также это происходит в семьях, где «не принято» проявлять чувства, и игрушки покупаются крайне редко, чтобы не быть слишком «расточительными». В такой ситуации для ребенка любой подарок является особо ценным и служит заменой чувств, которых он не получает от мамы и папы. Ему трудно делиться такими игрушками и сладостями.
2. Пожалуй, самая распространенная ситуация с жадностью — это ревность к своим братьям или сестрам. С появлением младшего ребенка, старший может внезапно усомниться в том, что мама его любит. Это бывает тогда, когда он видит, как мама носит на руках малютку, баюкает его, не отходит от него ни на шаг и часто не в силах уделить столько же времени старшему ребенку. Впоследствии кроха может ломать игрушки старшего ребенка, что тоже обижает его. Тем более, что младший, как правило, остается безнаказанным. Старшим детям нужно уделять больше внимания и заботы, и скоро все станет на свои места. Еще нужно научить ребенка делиться. К примеру, раздавая сладости, отдать ему два печенья и сказать: «Одно тебе, а второе отнеси сестричке». Так малыш будет гордиться тем, что ему поручают важные задания, и постепенно отвыкать жадничать. Но научить детей делиться игрушками и конфетами мало, ведь настоящая щедрость заключается не только в способности поделиться какой-то вещью, но и в желании сделать это.
3. Стремление к доминированию является одним из проявлений жадности — это жажда быть главным, значимым. Часто эти дети ведут себя как «маленькие тираны». Их запросам потакают все члены семьи, а в случае отказа ребенок может закатить истерику, особенно в людном месте. Он всегда дает понять, что его желания самые главные. Кроме того, большое влияние оказывает телевизионная реклама. Ребенок хочет, чтобы ему покупали то, что показали по телевизору, поэтому любой поход в магазин или торговый центр стоит нам огромных нервов. И это не вина ребенка, просто дети — очень эффективный способ воздействия на кошельки родителей. Главное, не поддаваться на истерики и не покупать то, что быстро надоест и будет пылиться на полках. Ребенок должен уметь ценить то, что имеет, и что ему покупают.
4. Застенчивость и неумение налаживать контакты со сверстниками со стороны тоже могут выглядеть как жадность. Ребенок сидит в уголке, обняв свою любимую игрушку, и наблюдает за играми остальных детей. Игрушка в руках стеснительного ребенка — единственный близкий и знакомый предмет в окружающей обстановке.
Иногда склонность к бережливости тоже может показаться нам жадностью. Но за бережливостью стоит страх, что игрушку могут сломать, испортить, если ею поделиться. Просто такой ребенок аккуратно обращается со всеми вещами, и делится ими только с теми, кому доверяет.
5. Жадность и скупость — чувства, которые развиваются еще в раннем детстве и впоследствии очень мешают нормальной жизни. Именно родители, личным примером и неправильными, недостойными поступками чаще всего дают «зеленый свет» подобному поведению. Когда ребенок сам угощает нас чем-то, следует поблагодарить его, и не важно, хотим мы то, что он нам предлагает, или нет. Постоянно показывайте, как приятно делиться с другими и радовать людей. Не говорите: «Поскорее ешь яблоко, а то папа придет и съест, и тебе ничего не оставит» — так ребенок усвоит, что делиться не надо.
Мы обязаны контролировать то, какие мультфильмы смотрит наш ребенок, и какие сказки мы ему читаем. Если герои сказок или мультфильмов проявляют щедрость, то это поможет ребенку правильно расставить приоритеты и стать добрее. Очень хорошо рассказывать в кругу семьи истории о щедрости Пророка (мир ему и благословение) и праведных предшественников. Известно множество свидетельств об их благотворительности. Они думали о своих соседях, слабых и незащищенных членах общества больше, чем о себе, отдавали лучшее, что имели. Но в первую очередь следует самим понимать, насколько важно отдавать, не скупясь, не сожалея о том, что могли бы потратить эти деньги на себя.
Джабир (да помилует его Аллах) говорил: «Не было случая, чтоб попросили о чем-либо Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и тот сказал: «Нет» (Бухари, Муслим).
Щедрость — путеводитель, указывающий дорогу к довольству Создателя. Мы с вами должны научить детей щедрости, привить им понимание того, что все в действительности принадлежит Аллаху, и поэтому обязаны быть внимательными к тому, что говорим и как поступаем. Так же, как приучаем ребенка к выстаиванию молитвы, мы можем с малых лет пробудить в нем чувство сопереживания по отношению к нуждающимся и обделенным. Если не воспитать этого в первые годы, потом будет намного сложнее. Не зря говорят: что посеешь, то и пожнешь! Пришло время сеять правильно.
Оксана ЭЛЬШЕЙХ
Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт