Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

Талгат ОМАРОВ: ДУХОВНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ИСЛАМА

31.03.2015 3599 0 Комментарии

С Именем Аллаха Милостивого и Милосердного! 

Прежде чем начать эту статью хочу поделиться одним поучительным рассказом. Однажды амир всех мусульманов Хазрет Али проработал до вечера. По окончании работы он погрузил на верблюда мешок фиников и отправился домой. Поводья верблюда были в руках помощника Камбара, а сам шел впереди.

Когда они вошли в Медину, с обочины дороги послышался голос. Один нищий протягивал руку в жалобном стоне «Подайте ради Аллаха».

Тогда Достопочтенный Али спросил Камбара:

– Камбар, чего хочет этот бедняк?
– Он просит фиников.
– Раз так, дай ему!
– Финики в мешке...
– Тогда дай вместе с мешком!
– Ведь мешок на верблюде...
– Тогда дай вместе с верблюдом!

Камбар исполнивший приказ, позже рассказывая о случае, сказал: «Я побоялся сказать, что поводья верблюда в моих руках. Господин был настолько щедр что не поколебался бы отдать меня бедняку вместе с верблюдом...».

Вот что значит жить ради других. Какой религией является Ислам? На чем основаны духовные и этические ценности Ислама? Ответ великих ученых на этот вопрос коротко звучит таким образом:

Первое: Вера (Иман) (В Аллаха, в Его ангелов, книг, пророков, в Судный день, судьбу, искренне верить что хорошее и плохое от Аллаха).

Второе: Благие деяния (уверовав с искренностью, с чистым намерением исполнять обязанности и богослужения, которых требует от нас Всевышний Аллах).

Эти два основополагающие принципы Ислама должны повлиять на  наше мировоззрение, смыслу жизни и поступкам. Ислам посредством разума, слова и благих деяний приводит человека к совершенству и наполняет его жизнь ярким светом. 

Всевышний Аллах в Священном Коране дает понять, что человек перед Ним будет возвышаться благодаря таким качествам, как добродушность, заботливость, честность, справедливость. Поэтому ценностями истинной веры являются благие качества, которые призывают к единству, и любить каждого человека как своего родного брата.

       В хадисе, преданном от Ибн Омар (р.а.), сказано: «Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует): Мусульманин мусульманину брат. Он не предаст его, не сдаст его врагу. Кто избавит мусульманина от одного затруднения того Аллах спасет от одной из трудностей в день светопредставления. Кто покроет один недостаток мусульманина, то Аллах покроет один из его недостатков в день светопредставления. Мусульманину не дозволены честь, имущество и кровь единоверца. Оскорбление брата-мусульманина является злом».

 Ислам – основа духовных ценностей 

Духовные ценности нашего народа, которые формировались на протяжении многих столетий тесно связаны с принципами Ислама. Религия – это не только система верований, это – образ жизни, правила взаимоотношений, свод моральных норм, система духовных принципов, которые различают плохое и хорошее, дозволенное и запретное. Поэтому, проблема религии – это проблема духовенства. Сегодня на религию смотрят только как на систему строгих правил и требований. Это неправильно. На религию мы должны смотреть как на основу духовенства и следует уделять особое внимание на его основологающие ценности, духовный потенциал.

Великие личности нашего народа обогощали свои знания этими ценностями Ислама и внесли неоценимый вклад в мировую цивилизацию. Особенно, последние столетия возвысили развитие казахской науки и культуры. А период после независимости открыл дорогу масштабным открытиям. Эти достижения вместе с духовными ценностями нашего народа сформировали наше сегодняшнее национальное традиционное духовенство.   

Будь сначала верующим если ты мусульманин 

Человек достигает высшую степень всех ценностей благодаря чистому сердцу. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном своем хадисе сказал:  «Воистину в теле человека есть кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи негодным, приводит в негодность и все тело, и этот кусочек – сердце». То есть, человек посредством веры открывает в себе духовные человеческие качества. 

Социальная, политическая, экономическая сила государства зависит от духовности народа этого государства. Проведя проповеди в наших мечетях, мы часто говорим, особенно молодым: «не обязательно каждому верующему человеку быть имамом». Если верующий учитель воспитает правильного ученика, верующий врач окажет больному заботливую помощь, верующий руководитель будет честно служить своему народу, а верующий строитель сделает свою работу качественно, вот только тогда мы воспитаем потомков, с высокими нравственными качествами характера.  

Наши предки, которые связывали свою жизнь с Исламом, оставили нам богатое наследие, которое призывает каждого человека к вере, нравственности и гуманности. Великий Абай связывает характер человека и его место в жизни  с его внутренней чистотой. В одном из своих стихотворений он пишет:

«Будь сначала верующим если ты мусульманин
Только вера открывает дорогу человеку». Он делает вывод о том, что приобретение или лишение нравственного характера человека зависит от его веры. Основное проявление веры – это  милосердие, доброта и забота о других. Таким образом, Великий Абай, основываясь на принципы Ислама, все время напоминает своим потомкам о том, что благодарность, заботливость и вера являются основными принципами Ислама.

Религия Ислам – несмотря на разный язык и менталитет смог объединить различные нации и этносы под свои человеческие ценности. В этой связи, в хадисе сказано: «Мусульмане подобны единому телу человека, если одному органу будет больно, то и все тело будет лихорадить и лишится сна».  

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда напоминал своей умме, чтобы они были дружными, поддерживали друг друга как дети одной семьи.

Сегодняшнее наше общество бурно развивается, идет научно-технически процесс развития. Не хватает только одного. Все человечество занято тем, что ищет это. Это – духовная потребность. Изучение истории наших предков, почитание нашей религии и традиций являются сегодняшней потребностью. Духовное управление мусульман Казахстана, которое объединяет более 2500 мечетей страны, руководствуясь этими вопросами  объявило 2014 год годом «Дін мен Дәстүр». В рамках данной инициативы во всех регионах нашей страны были организованы различные мероприятия, призывающие народ к единству, братству. 

Единство и дружба – человеческие ценности 

Глава государства Нурсултан Назарбаев так описывает три важные достояния казахского народа: «Первое достояние – наша священная и достойная страна, которую оберегали и защищали наши предки на протяжении многих столетий. Второе достояние – это наша независимость и гражданство. Третье – это единство нашего народа, мир и согласие во имя процветания нашей Родины». 

Основные ценности в обществе ведущие к благому это – единство и мир. В обществе где нет мира и согласия исчезают человеческие ценности. Известно, что, истоками человеческих ценностей и согласия является наша религия Ислам. Казахский народ после обретения независимости еще больше начал уделять внимание ценностям Ислама, начал глубже изучать основные постулаты. Потому что, религия нацелена на формирование в человеке человеческих, благих, нравственных качеств характера. Если основой веры и гуманности является честь, то только религия, которая является связью между Всевышним и человеком может развивать в человеке такие благие черты характера. 

Глубоко нравственные, воспитанные потомки народа определяют силу и процветание государства. Поэтому наше будущее зависит от того, каким мы воспитаем наше поколение. И нашей обязанностью является донесение всего этого нашей молодежи. Качественное и количественное увеличение нашего народа напрямую зависит от этой истины.

Талгат ОМАРОВ,
Уполномоченный имам ДУМК по Кызылординской области,
Главный имам центральной мечети «Акмечеть-Сырдария» 

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт