Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

Марлен МУСЛИМОВ: Экстремизм как форма насилия

Беседу вела Данагуль Алгожина 15.10.2017 1798 0 Комментарии

На сегодняшний день формирование общественного мнения в сфере религии становится ключевым аспектом совершенствования государственной политики. О проявлениях радикализма, как выявить религиозного экстремиста, о новой концепции, разработанной МДРГО рассказал ведущий научный сотрудник отдела исследования религиозных объединений РГУ «Научно исследовательский аналитический центр по вопросам религии» Муслимов Марлен Жунисович.

Что в вашем понимании радикализм и насильственный экстремизм и каковы его проявления?

Экстремизмом корректней всего можно назвать такие действия, которые не просто считаются проявлением крайности антигуманизма, но и действия мотивированные какой-либо экстремистской идеологией. Ведь именно экстремистская идеология позволяет обосновывать применение насилия во имя определенных экстремистских целей, а также формирует у адептов склонность к совершению противозаконных действий.

Понятие «экстремизм» вместе с его подчеркнутым определением «насильственный» кратко, но емко можно выразить как совокупность идей и взглядов, призывов и признаков, которые побуждают к осуществлению экстремистской  деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды идеологов экстремистских и террористических организаций, информационные материалы любого формата, содержание которых обосновывают или оправдывают социальное, расовое, национальное, религиозное, сословное и родовое превосходство либо оправдывают практику  совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой группы.

В настоящее время экстремизм является одним из серьезных проблем современного мироустройства, угрозой межнациональному и межконфессиональному согласию, а также стабильному развитию общества. Одним из ярких примеров проявлений экстремизма является активная пропагандистская работа религиозно-мотивированных экстремистских групп и организаций, которые находят оправдание своим агрессивным действиям прикрываясь религией. Экстремистская деятельность радикальных групп направлены на насильственный захват власти в стране, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Зачастую, эту деятельность камуфлируют религиозными убеждениями, обосновывая все спекуляцией теологическими постулатами.

Какие внешние признаки деструктивных течений вы могли бы назвать?

При определении каких-либо признаков деструктивных течений, нужно больше обращать внимание не только на внешние признаки, гораздо важнее представляется отметить идеологические особенности и поведенчискую характеристику лидеров и членов деструктивного сообщества. Поскольку довольно часто последователи одиозных лидеров экстремистских группировок для безпрепятственного достижения своих целей маскируют свой внешний облик, сбривая бороду, меняя стиль одежды или применяя иные дополнительные аксессуары.

Относительно признаков деструктивных течений имеются различные мнения экспертов, которые опираются на свой немалый опыт работы непосредственно в этой сфере. Однако, в большинстве случаев общие признаки тоталитарных изолированных групп, в том числе радикальных религиозных сообществ приводятся следующим образом:

-   Наличие харизматичного лидера;

-   вероучение, основанное на религиозном откровении/трактовании лидера;

-   вербовка с использованием психологической манипуляции;

-   сокрытие истинных целей;

-   отчуждение индивида от внешнего мира и его прежних социальных связей;

-   слепое подчинение лидеру;

-   психологическое давление;

-   жесткое деление на своих и чужих. Объявление внешнего мира злом;

-   использование рядовых членов группы для совершения претуплений.

Как отличить деструктивного приверженца от практикующих традиционный Ислам?

Такие человеческие качества как напористость либо проявление упористости в навязывании кому-либо своих религиозных убеждений слабо описывают личностные особенности преверженцев деструктивных течений, поскольку настоятельное проявление прозелитизма нередко встречается среди последователей традиционных религии в зависимости от психологических характеристик проповедующего. Однако, можно выделить шесть основных черт идеологии приверженцев деструктивных религиозных течений:

1) буквализм и искаженное понимание религиозных основ;

2) отрицание таких категорий, как нация, язык, история, национальные традиции и культура;

3) отказ признавать традиционные установки;

4) отрицание светских принципов государственного устройства;

5) отказ от исполнения гражданских обязанностей (например, посещение школ, уклонение от службы в армии), а также от вакцинации и переливании крови и т.д. в силу религиозных воззрений;

6) невежественность и нетерпимость.

Что Вы можете сказать о запрещенной литературе? Нужна ли она на сайте МДРГО РК?

Проведение религиоведческой экспертизы на материалы, содержащие религиозный контент является одной из ключевых задач компетентных государственных органов в противодействии экстремизму и терроризму, а также в обеспечении государственной и национальной безопасности страны.

В настоящее время религиоведческая экспертиза, которая в свою очередь выполняет функцию фильтрации потока религиозных материалов текстового, аудио и видео форматов, а также литератур и документов в информационном поле Казахстана, осуществляется ЦСЭ МЮ РК и МДРГО РК, хотя методика и задачи у них немного отличаются.

Здесь следует отметить, что ЦСЭ (Центр судебной экспертизы МЮ РК) не распологает систематизированной базой заключений экспертиз, аналогичной базе МДРГО РК, поскольку их заключения используются исключительно по назначенному (уголовму или административному) делу, и не подлежат распространению. И если даже один и тот же материал поступает на экспертизу в ЦСЭ, эксперты, несмотря на уже проведенные над данным материалом исследовательские работы, все равно проводят экспертизу заново. Из этого следует, что полезность применения «Списка запрещенных материалов», опубликованного на сайте КПСиСУ ГП РК, практически ограничивается, превращаясь в «просто список для ориентиров» для сотрудников правоохранительных органов.    

 

Какие ваши прогнозы на будущее? Будет ли эффективна Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы, разработанная МДРГО РК?

Формирование эффективной модели государственной политики в сфере религии является важным приоритетом в обеспечении общественно-политической стабильности и безопасности страны. В недавно принятой Концепции государственной политики в сфере религии на 2017-2020 гг. были затронуты ряд вопросов, обсуждение и решение которых сегодня особо важно для нашего общества.

Из ключевых моментов в содержании Концепции можно отметить решение таких вопросов на законодательном уровне, как регулирование получения молодежью теологического образования зарубежом, пресечение незаконного вовлечения несовершеннолетних в религиозную деятельность, недопущение обряда религиозного бракосочетания без свидетельства о бракосочетании от органов ЗАГС, совершенствование регулирования миссионерской деятельности и многие другие вопросы, касающиеся религиозной сферы.

Общеизвестный факт, что упомянутые вопросы в Концепции уже назрели в виде социальных проблем с тяжелыми последствиями как для отдельных граждан, так и для всего казахстанского общества. И решение данных проблем на законодательном уровне является требованием времени. Также в Концепции затронуты важные вопросы относительно построения конструктивного взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества, что должно способствовать общему развитию госкнофессиональных отношений и межконфессионального согласия в стране.

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт